Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

На основе социального партнерства
20 марта 2018 г., 17:43

Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации представил доклад за 2017 год на тему «Евразийский вектор – интеграция будущего», в котором обобщены итоги деятельности клуба за прошедший год. В доклад входят три тематических раздела, посвященных миграционной политике, цифровой экономике и взаимодействию в сфере культуры. По словам заместителя Председателя Совета Федерации Ильяса Умаханова, «в доклад включены наиболее значимые оценки и предложения, высказанные в ходе заседаний Интеграционного клуба, а также мероприятий, проведенных под его эгидой».

В разделе по миграционной политике отмечается, что согласно «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одним из ее принципов является развитие институтов социального партнерства и гражданского общества.

В 2017 году в России насчитывалось около 10 млн. иностранных граждан, что на 300 тысяч человек больше, чем годом ранее. При этом граждане стран – членов ЕАЭС имеют ощутимые преимущества: отсутствие требования в постановке на миграционный учет – они могут пребывать в стране, в которой работают, на протяжении всего действия трудового договора, а также признание образовательных документов, полученных в своей стране, за исключением дипломов о юридическом, педагогическом и медицинском образовании. Вследствие этого российский рынок труда будет все больше насыщаться гражданами ЕАЭС, которые заменят «безвизовых» выходцев из Центральной Азии.

Одним из основных вопросов сегодня выступает необходимость найти баланс между созданием благоприятных условий для привлечения рабочей силы и обеспечением безопасности и интересов местного населения.

В настоящее время в Правительство РФ внесен пакет документов, направленных на упорядочение трудовой миграции с целью привлечения иностранной рабочей силы более высокого уровня квалификации. Внесен также законопроект о предоставлении по упрощенной форме гражданства гражданам иностранных государств, которые с отличием окончили российский вуз, что должно мотивировать их оставаться на территории нашей страны. Студентам на период их обучения предлагается предоставить право работать на территории России без дополнительных разрешающих документов. Обсуждается возможность расширенного применения в рамках региональных переселенческих программ механизма целевого приема на подготовку за бюджетный счет наиболее востребованных специалистов по федеральным программам высшего образования.

Подавляющее большинство организаций, где мигранты проходят медицинское освидетельствование, как и комиссии, которые выдают медицинские свидетельства на получение прав на вождение автомобилей, на оружие, – это рыночные структуры, где людей не обследуют ни лабораторно, ни клинически, а просто торгуют печатями. До тех пор, пока этот процесс не отрегулирован законодательно, будут существовать фиктивные права, справки на оружие и медицинские книжки.

Недостаточно жесткий медицинский контроль обостряет проблемы санитарно-эпидемиологического риска. В качестве одного из решений рассматривается введение для всех категорий мигрантов электронных медицинских книжек, основанных на единой базе данных. Эти предложения получили поддержку на уровне Правительства РФ и прорабатываются Роспотребнадзором и другими заинтересованными ведомствами.

Самый объемный миграционный поток идет в столичный регион – Москву, Московскую область (около полутора млн. иностранцев в каждый). Это влияет на антропологический ландшафт городов и поселков, меняет состав населения. Есть школы, где процент обучающихся детей, для которых русский язык не является родным, составляет до 32%, что выдвигает вперед вопросы культурной интеграции и адаптации. Образовательными учреждениями вводятся специальные адаптационные программы, однако эта работа не должна носить фрагментарный характер. Следует переходить к созданию центров межкультурной коммуникации, где будут изучаться язык, культура, история, вопросы религии, обычаи. В перспективе нужно вести речь о формировании некой евразийской цивилизации.

В условиях высокой миграционной привлекательности Российской Федерации необходимо обеспечить предотвращение межэтнических, межнациональных и межрелигиозных конфликтов.  Снижение миграционных рисков и связанных с ними национальных угроз возможно лишь при совместной работе государства и институтов гражданского общества, взаимодействии власти с национальными и религиозными организациями по адаптации и интеграции мигрантов. Целесообразно создание государственной системы адаптации мигрантов в российское общество, включая подготовку соответствующих нормативных правовых актов, разработку программ адаптации и интеграции мигрантов, создание адаптационно-интеграционной инфраструктуры.

Очевидна целесообразность подготовки модельного миграционного кодекса государств – участников Содружества Независимых Государств, разработки единой методологии статистического учета мигрантов, выработки единых подходов для гармонизации национальных концепций миграционной политики в СНГ, механизмов обеспечения защиты прав и законных интересов мигрантов и противодействия незаконной миграции и т.п.

Познакомиться с полным текстом Ежегодного доклада Интеграционного клуба при Председателе Совете Федерации «Евразийский вектор — интеграция будущего» (2017 год) можно по ссылке: http://council.gov.ru/media/files/sArGy2sXEAod9mudV4n6aiHuqABdRLnS.pdf

 


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений