Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Есть ли национальная политика в России?
14 октября 2013 г., 19:58

Вчерашние события в Бирюлево — далеко не первая вспышка межэтнических конфликтов в России: были уже события в Кондопоге, Пугачеве, на Манежной площади…

Собственно говоря, ни для кого не секрет, что неприязнь к приезжим из кавказских республик, иммигрантам из стран Средней Азии достигла необычайной остроты среди коренного населения Центральной России. Проблема межэтнических взаимоотношений встала в полный рост, заслонив собой многие другие вопросы. Ксенофобия, впервые за долгую историю многонационального Российского государства, вышла на первый план, стала знаком, маркером нашего времени.

Понятное дело, "народные сходы" и погромы, вспыхивающие периодически, являются крайне негативным, вредоносным явлением. Это вытеснение проблемы в абсолютно неправовое русло, в дикость. Неприятно наблюдать, как некоторые политические лидеры слетаются на такие ситуации, словно мухи на перезрелый плод, стремясь извлечь из беды личные политические дивиденды и разжигая остервенелую толпу, стравливая ее с сотрудниками полиции и ОМОНОм, вместо того, чтобы предлагать политические пути решения проблем.

Однако нужно понимать, что такие явления, как бирюлевский погром, это — выплеск эмоций людей, отчаявшихся дождаться решения своих проблем со стороны государства. Примечательно, что погром начался вопреки обещаниям полиции отыскать убийцу, вопреки тому, что правоохранительные органы действительно бросили все силы на поиски убийцы Егора Щерабкова.

В воскресенье, еще днем, СК РФ сделал заявление, что дело об убийстве передано в управление по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по городу Москве. Но это известие, тем не менее, не смогло охладить жителей Бирюлево. Они просто-напросто не поверили и предпочли ожиданию результатов расследования погром овощебазы.

Не верят. Не ждут решения сверху, не надеются на государство.

То есть, ситуация зашла уже очень далеко. Речь идет о подрыве доверия к государственным органам власти со стороны уже не отдельных оппозиционно настроенных граждан, а вполне широких слоев населения.

С одной стороны, мотивация государства понятна — нужно сохранять и наращивать геополитическое влияние России на территории бывшего СССР. Методы, предлагаемые националистами, национал-демократами "выстроить стену с Кавказом", ввести визовый режим со странами Средней Азии, полностью закрыть границы — едва ли не преступные, отсекающие саму возможность реинтеграции. Изоляционизм — это не выход.

А разговоры о том, что Северный Кавказ нужно отделить- это вообще преступление против российской государственности и суверенитета.

С другой стороны, тактика попустительства — тоже плохой вариант. Все слышали про чеченских и дагестанских "стобалльников", поступающих в московские ВУЗы, про огромные дотации, отправляемые в кавказские республики (и растекающиеся по карманам тамошних чиновников), про то, что за совершивший преступление молодой кавказец непременно будет "отмазан" от наказания своей диаспорой и родственниками.

Про монополизацию приезжими целых ниш на рынке труда, куда теперь устроится россиянину крайне затруднительно — это особенно ясно стало во время экономического кризиса 2008 года, когда многие москвичи пытались устроится на стройки, в продуктовые супермаркеты, но получали отказ: все места уже были заняты гастарбайтерами, согласными на все, на любые условия.

Около 48 процентов ВВП Таджикистана составляют денежные переводы приехавших на заработки в Россию.

Можно допустить, что частью эта информация раздута СМИ, или пропагандой националистических движений. Однако в остатке все равно остается следующая картина — титульная нация России вынуждена терпеть многие неприятные проявления, являющиеся побочным эффектом "примирительной" политики российской власти. В итоге, примирить никого не получается — растет недовольство, гнев, вырывающийся иногда протуберанцами силовых этнических конфликтов, как это случилось в Бирюлеве.

Сама идея объединения наций оказывается под угрозой. Может быть, дело в том, что при выстраивании этнической политики не учитывается такая специфическая особенность психологии восточных народов, как уважение к силе. Создается иногда впечатление, что сами кавказские народы, к примеру, испытывают потребность в так называемой "сильной руке", в дисциплине, в порядке — адекватной силе, конечно.

Безнаказанность лишь развращает, способствует моральной деградации, разложению. Именно с безнаказанностью и надо бороться в первую очередь. Ясно, что формально российские законы и так распространяются на всех без исключения, и на законодательном уровне ничего особенно менять не нужно.

Надо просто заново расставить акценты. Объявить для полиции кампанию по борьбе с национальной преступностью, сделать эту борьбу приоритетной. Ничего, что правозащитники, либералы и леваки будут вопить про "дискриминацию" — потому что такие меры не предполагают на самом деле какой-то дискриминации, законопослушных людей это никак не затронет. Ну проверят у человека лишний раз документы на улице — так если они в порядке, он сможет спокойно пойти дальше по своим делам.

Вот какой комментарий дал "Правде.Ру" директор центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гиреев: 

- В чем вы видите причины обострившейся межэтнической вражды? Почему сложились такие поведенческие стереотипы в среде кавказской молодежи, которые вызывают столь сильное раздражение со стороны населения центральной России, что периодически это раздражение выливается в силовой конфликт?

— Я абсолютно убежден, и мои коллеги в большинстве случаев тоже, что поведение отдельных представителей местной молодежи кем-то модерируется. Уж больно четко все происходит. Так не бывает.

Мы — сообщества, диаспоры, интеллигенция, широкая общественность, включая и московскую, должны выработать хоть какую-то линию поведения. Мы утратили все центральные механизмы для того, чтобы влиять на ситуацию, как это было во времена комсомола. Мы не можем сегодня это сделать ни морально, ни физически. У нас нет такого потенциала, чтобы разработать хотя бы какую-то программу или концепцию поведения, этики, хотя мы должны это делать.

Сегодня вообще отсутствует национальная политика в Российской Федерации. Это, в совокупности, дает нам массу проблем, среди который и такие события, как в Бирюлево. И если не мы займемся молодежью, то молодежь займется нами.

— Как эту проблему необходимо решать, способны ли диаспоры как-то контролировать поведение своих членов или же порядок сможет навести только государство? Какие меры по урегулированию ситуации предложили бы лично вы?

— Во-первых, надо наращивать влияние министерства по делам молодежи в масштабах всей страны. Если же нет таких структур и органов, то надо их создавать, финансировать, не жалеть на это деньги. И прививать хотя бы основные патриотические ценности молодежи.

Во-вторых, государство должно быть впереди всех процессов. Как межэтнических, так и межрелигиозных. Сегодня мы наблюдаем обратный процесс. Государство все время плетется в хвосте, пытаясь догнать и работая на решении последствий. Нет ни одного решения, которое было бы направлено на опережение каких-то событий.

Да, видимо решить такой фундаментальный вопрос способно лишь государство, обладающее всем необходимыми ресурсами.

Другой наш эксперт, председатель Общероссийского общественного движения "Российский конгресс народов Кавказа" Асламбек Паскачеввидит выход из сложившейся ситуации в примерно той же плоскости, что и предыдущий специалист.

"Почему то вдруг выясняется, что, в Капотне, например, молодежь, общественники ищут большие группы не зарегистрированных, нелегальных мигрантов. А что, полиция не знает об этом? УФМС не знает? Конечно, довольно часто на УФМС грешат напрасно, и те функции, которые ей приписывают, принадлежат, на самом деле, полиции. Хотя, непосредственное выдворение нелегальных мигрантов — это функции именно УФМС. Но эффективнее всего была бы совместная работа УФМС и полиции. Однако они слабо работают, пока не случится такой вот ситуации. Гром не грянет — мужик не перекрестится, одним словом", — полагает он

Может быть, сами сотрудники полиции и УФМС не всегда ответственны за происходящее, потому что нет самих механизмов, в рамках которых они могли бы эффективно действовать? "Правда.Ру" обратилась с таким вопросом к президенту фонда "Миграция XXI века" Вячеславу Поставнину.

"Нам вообще нужна реформа миграционной службы. Сейчас мы видим обломки старой, ОВИРовской системы, которая у нас была в Советском Союзе. Она была жесткой и эффективной. Нам нужна новая, адекватная — нам надо выстраивать механизмы по подготовке мигрантов, по их распределению, по контролю за их выездом. Надо работать в тесном контакте с правительствами стран исхода, тем более, что у нас есть СНГ, ЕврАзЭс, ОДКБ — достаточно имеется таких инструментов. Знаете, сейчас все ищут рецепт — раз, два три, и все будет нормально, как по щучьему велению. А нужна профессиональная работа, нужно создавать эти институты, нужно корректировать свои решения. Нет готовых рецептов, нужна ответственная, каждодневная работа", — считает он.

В самой Федеральной миграционной службе, впрочем, вполне удовлетворена своей работой. Вот какой комментарий получила "Правда.Ру" от представителя ФМС, пожелавшего остаться неназванным.

- К каким мерам прибегает ФМС России для борьбы с нелегальной миграцией? Проводятся ли какие-то специальные рейды с целью выявления нелегалов?

— Да, на регулярной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия. Например, "Нелегальный мигрант", "Нелегал", "Маршрутка", "Лизинг" и другие. ФМС принимает активное участие в комплексных операциях по пресечению каналов незаконной миграции в приграничных районах Российской Федерации.

- Относительно недавно были серьезно увеличены штрафы за прием на работу людей, не имеющих нужных документов, не легализованных в России. Скажите, пожалуйста, эти меры положительно отразились на ситуации, меньше ли стало недобросовестных работодателей, по вашим оценкам?

— За 9 месяцев 2013 года сотрудниками территориальных органов ФМС России составлено на 4,9 процента больше протоколов о незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. По данным делам было вынесено судебных решений на сумму 1 923 697,0 тыс. руб. (+ 16,8 процента).

- Нужны ли вам дополнительные полномочия, которые помогли бы вашему ведомству в борьбе с нелегальной миграцией?

— Служба наделена всем необходимыми полномочиями.


Источник: http://www.pravda.ru/politics/authority/parliament/14-10-2013/1178055-nationalism-0/