Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Экспертное мнение
26 сентября 2018 г., 13:15

Миграционный кризис в Европе обнажил коллизии между нормами международного и национального права, миграционным законодательством и правоприменением, а также этическими нормами и прагматическими установками в миграционной политике принимающих государств. Участники международной конференции «Миграция и международное право» сошлись во мнении, что в России наблюдается сходная ситуация: права мигрантов отходят на второй план, а законы находятся в рассогласованности с законами международными.

Директор Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС Владимир Малахов отметил, что национальные законодательства признают приоритет международного права, но в части его исполнения существуют проблемы. В качестве примера он привел понятие «беженец», которое в международном праве связано с реальным положением человека, который спасается от преследования, бежит от войны, а в российском национальном законодательстве используется понятие «лицо, ищущее убежище», и пока человек не подал ходатайство об убежище, он не беженец, а обычный нелегальный мигрант.

О миграционной ситуации в России рассказала заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ Валентина Казакова. По ее словам, последние два года, - по сравнению с предыдущими годами, когда на количество мигрантов влияли события на Украине, - миграционный поток в нашу страну стабилизировался. По официальным данным, из 17,5 млн иностранных граждан, которые сегодня находятся в России, более 65% - граждане СНГ и лишь 8,6% - граждане Европейского Союза. Большая часть в качестве причины въезда указывает частную поездку, а 22% - работу по найму. При этом трудовые мигранты, которые работают по патенту, составляют 1,7 миллионов человек, еще 135 тысяч (граждане Вьетнама, Китая, Турции) работают по разрешениям на работу.

«Мы понимаем, что в вопросах миграции надо идти в ногу со временем. Сегодня у мигранта месяц уходит на оформление документов, в течение которого он не может работать официально. Нам видится, что основой цивилизованной работы в этом направлении должны быть международные соглашения об оргнаборе. Первое подобное соглашение мы подписали с Узбекистаном. При такой схеме трудовой мигрант заранее знает, к какому работодателю он идет, а медицинское освидетельствование и тестирование по русскому языку проходит на территории своего государства» – пояснила Валентина Казакова.

Важным направлением работы с мигрантами Валентина Казакова назвала адаптацию и интеграцию прибывающих в Россию иностранцев. «Сейчас для решения этого вопроса разрабатывается проект федерального закона об адаптации и интеграции, где будет прописано, что государство берет на себя ответственность по созданию условий для адаптации иностранных граждан, прибывающих с различными целями. Если это трудовой мигрант, то достаточно адаптации. Если человек приезжает надолго - это будет интеграция», — отметила она.

Сотрудник благотворительного фонда «ПСП-Фонд» (Санкт-Петербург) Андрей Якимов полагает, что ужесточение миграционного законодательства негативно влияет на правовое положение мигрантов и ведет к их переходу в теневой сектор экономики. Эксперт отдельно остановился на проблеме рассогласованности международных соглашений и национального законодательства. Касается это не только международных конвенций, а и договоров межстранового сотрудничества. Например, в договоре об ЕАЭС предусмотрено предоставление равных социальных гарантий всем гражданам стран-членов ЕАЭС, в том числе в системе социального страхования. Однако в реальности в России дети граждан стран ЕАЭС, в отличие от российских детей, не имеют доступа к социальному страхованию, так как нет соответствующего подзаконного акта в российском законодательстве.


Источник: По материалам ИА "Фергана"