Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Эксперты: духовные управления в РФ пока не могут влиять на мигрантов
17 октября 2013 г., 17:32

Духовные управления мусульман (ДУМ) в разных регионах России не имеют реального влияния на поведение мигрантов-мусульман, зачастую выходящее за рамки закона, изменить ситуацию, возможно, могло бы более активное сотрудничество ДУМов с различными структурами, связанными с мигрантами, и активизация в целом просветительской работы, считают представители централизованных мусульманских организаций РФ.

На минувшей неделе в Бирюлево был убит 25-летний москвич Егор Щербаков, что всколыхнуло общественность, потребовавшую ужесточения миграционной политики, и в итоге привело к массовым беспорядкам в районе. Во вторник полиция по подозрению в этом убийстве задержала гражданина Азербайджана Орхана Зейналова в Подмосковье и доставила его в столицу.

"Считаю крайне опасным раскачивание гражданского мира в стране, деление людей по цвету кожи и разрезу глаз. Однако представители Юга, мигранты, приехавшие в другие регионы России, должны с уважением относиться к обычаям и традициям большинства, не нарушать спокойствие и безопасность граждан, национальные диаспоры не должны вставать между преступниками и законом", — написал в своем блоге в "Живом Журнале" первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Дамир Мухетдинов.

При этом мусульманский деятель напомнил, что "за соблюдением режима регистрации и трудоустройства, безопасностью граждан, обеспечением выполнения законов следят властные органы, которые должны защищать, прежде всего, интересы коренного населения".

"К сожалению, Духовные управления мусульман, особенно в крупных городах, не имеют действенных механизмов контроля в отношении мигрантов-мусульман, как это было во времена Российской империи. Идеи создания исламских культурных центров, федераций мигрантов, национально-культурных автономий, связанных с ДУМами, могут дать возможность выхода мигрантов из рамок узко этнического пространства", — считает зампредседателя ДУМЕР.

"Нам нужно искать механизмы"

Председатель Международной исламской миссии, представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в Москве муфтий Шафиг Пшихачев также отмечает, что реальных рычагов воздействия на единоверцев, приехавших в Россию из стран, прежде всего, Центральной Азии, у отечественных духовных управлений мусульман пока нет.

"Духовные управления влияют лишь на какую-то определенную группу, которая регулярно посещает мечети, слушает пятничные проповеди, но это, к величайшему сожалению, очень малая часть трудовых мигрантов", — сказал РИА Новости Пшихачев.

По его мнению, сами духовные управления должны задаться целью исправить данную ситуацию. Однако, добавляет муфтий, готового рецепта, как действовать, пока нет — "нам нужно искать механизмы".

"Консультативный совет мусульман СНГ сейчас будет проводить целенаправленную работу в том направлении, чтобы духовные управления — не только России, но и среднеазиатских стран, откуда к нам приезжают трудовые мигранты, имели возможность влияния на своих адептов, чтобы здесь, в России, трудовые мигранты не создавали определенного напряжения в межнациональных, межэтнических взаимоотношениях", — сказал собеседник агентства.

В частности, считает Пшихачев, ДУМы должны поискать пути, как более активно заниматься просвещением и воспитательной работой в среде, прежде всего, "проблемных" групп гастарбайтеров.

Мобилизация и татарский опыт

Глава совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС, Всероссийский муфтият) муфтий Фарид Салман в свою очередь заметил, что не может припомнить ни одного примера действительно тесного и эффективного взаимодействия между каким-нибудь региональным ДУМом и представителями, например, Федерации мигрантов России или другой структуры, "курирующей" мигрантов. По мнению Салмана, такое сотрудничество "помогло бы снизить накал страстей в ряде регионов, потому что так или иначе большинство мигрантов, которые приезжают на учебу или работу, принадлежат именно к мусульманам".

"К сожалению, опыт показывает, что ДУМы очень слабо владеют ситуацией — налицо кадровый голод, отсутствие реальных специалистов, которые могут работать в сфере межнациональных отношений. <…> Если бы духовные управления мобилизовать и попросить их делать то, что они, на самом деле, обязаны делать, то, думаю, это стало бы ключом к решению не всех, но очень многих проблем", — сказал РИА Новости муфтий, отвечая на вопрос о степени влияния исламских организаций РФ на трудовых мигрантов из мусульманских стран.

При этом собеседник агентства призвал развивать опыт и традиции многочисленной татарской уммы России, отметив, что у татарского мусульманского населения всегда были налажены очень тесные контакты и взаимодействие с единоверцами из Центральной Азии.

"Необходимо восстанавливать эти добрые татарские мусульманские традиции, и в общении с мигрантами в том числе, потому что татары, если вспомнить имперский период нашей истории, всегда были связующим звеном, мостиком между Россией и мусульманским Востоком", — отметил муфтий.

В России сегодня существуют пять централизованных объединений мусульман: Совет муфтиев России (СМР) с центром в Москве, основу которого составляет Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР); Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России с центром в Уфе; Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), а также РАИС и Объединенный исламский конгресс России (Объединенный муфтият). Кроме того, в регионах существует много независимых духовных управлений мусульман (ДУМ), не входящих в состав ни одной из указанных организаций.

 


Источник: http://ria.ru/society/20131017/970796233.html