Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Легализация мигрантов выгодна большинству россиян, но ею пугают, как чумой.
27 мая 2013 г., 19:09
Россия и США делят первое место в мире по числу нелегальных мигрантов на их территориях. Однако пути для борьбы с этим явлением страны выбрали противоположные.

Число "нелегалов" в США оценивается в 11-12 миллионов человек (максимальная оценка - до 20 миллионов), в России - в 4-5 миллионов (максимум - 10 миллионов). Цифры сопоставимые, так как население России в два раза меньше, чем в США (143 и 313 миллионов человек соответственно). И США, и Россия - экономические лидеры в своем регионе и являются центрами притяжения населения из более бедных, близко расположенных стран. Для России это бывшие советские республики, за исключением Прибалтики, для США - государства Южной Америки и Карибского бассейна. И в США, и в Россию едут в поисках работы в основном низкоквалифицированные мигранты. Приезжие в среднем моложе, чем местные, они в основном из традиционно многодетных семей. Мигранты, как правило, почти не знают язык принимающей страны, плохо образованы и подготовлены к профессиональной деятельности.

Резкий рост нелегальной иммиграции в США относят к 1980-м годам. Обеспокоенные этим власти приняли в 1986 году закон об иммиграционной реформе и контроле, который должен был для одних осложнить получение работы в США, а для тех, кто уже находится в стране, узаконить пребывание. В результате было легализовано около 3 миллионов человек. В 1990 и 1996 годах вектор законодательства повернулся - власти стали больше внимания уделять охране границы, недопущению нелегального проникновения в страну, высылке нелегалов. "Незаконных" мигрантов лишили доступа к государственным льготам и услугам соцслужб, для них ужесточили наказания за правонарушения.

В 1981-1990 годах гражданство в Америке получили 2,2 миллиона человек. В 1991-2000 годах - 5,6 миллиона. К 2008 году число всех натурализованных граждан составило 15,5 миллиона человек. Темпы натурализации были обеспечены за счет притока латиноамериканцев.

В Россию выходцы из стран Центральной Азии массово поехали в 2000-е годы, в 1990-е годы миграционный поток складывался в основном за счет выходцев из Украины, Молдовы и за счет русских, уезжавших из бывших советских республик. Если говорить о натурализации, то ее скорость в России примерно совпадает с тем, что было в США. В 2000-е годы ежегодно российское гражданство получали в среднем 350 тысяч человек, гражданство США - 650 тысяч. Однако из-за того, что миграция из Средней Азии началась сравнительно недавно, скачкообразного увеличения числа выходцев оттуда, получивших гражданство, не произошло. По данным ФМС, с 2002 года получить российские паспорта смогли около 2 миллионов приезжих, но лишь небольшая часть из них - этнические таджики, киргизы или узбеки.

В США мигранты массово получали гражданство не сразу. Сначала они приезжали на временные заработки, потом часть из них "осела", некоторым удалось получить гражданство. Затем новые полноправные граждане начинают перевозить родственников, те - своих, и дальше процесс прогрессирует.

Сейчас в США на государственном уровне, а в России на уровне небольшой группы специалистов обсуждается и разрабатывается стратегия и тактика кампании для сокращения числа "нелегального" населения. Что можно предпринять, чтобы процесс нелегальной миграции хотя бы замедлить? Кому это выгодно? Выгодно в первую очередь нам всем, россиянам, потому что легальное проживание и работа мигрантов пополнят бюджет за счет уплаты ими налогов, снизят уровень криминальности, улучшится санитарно-эпидемиологическая обстановка: легальный мигрант может обратиться за медпомощью и получить ее. А нелегальный купит фиктивную справку о том, что абсолютно здоров.

Тогда кому невыгодна легализация и почему ею пугают россиян, как чумой? У нелегальной трудовой миграции практически нет легальных сторонников. Но существует экономический интерес работодателей, которым в существующих правовых и экономических реалиях выгоднее идти на нарушение законов для сохранения рентабельности своего бизнеса или получения дополнительной прибыли, чем использовать труд легальных мигрантов. И есть еще те, кто интересы таких работодателей охраняет. Не бескорыстно, конечно.

Но противников нелегальной миграции в России, конечно, больше. Их можно разделить на две группы. Первые ратуют за "ужесточение" миграционной политики, среди них и те, кто из этой нелегальной миграции извлекает личные выгоды. Но парадокса нет, потому что такие меры в России не сократят, а увеличат количество нелегальных мигрантов.

Вторые видят возможности ее сокращения в упрощении миграционного законодательства, отстаивают необходимость легализации тех, кто хотел бы остаться на легальных, законных условиях, вплоть до получения гражданства.

Апеллируют и те и другие и в России, и в США примерно к одним и тем же аргументам. Сторонники "жестких" мер говорят о тесной связи между мигрантами и преступностью, наркоторговлей, о том, что мигранты занимают рабочие места коренного населения, о бюджетных издержках, связанных с их пребыванием в стране (расходы на социальные нужды - здравоохранение, образование). Сторонники смягчения миграционного законодательства говорят об экономической пользе дешевого труда, о том, что проще разрешить желающим и дисциплинированным мигрантам остаться в стране на законных основаниях, чем тратить огромные деньги на их выявление, поимку и депортацию. К тому же легализация позволит сократить почву для коррупции.

Можно ли догнать Америку в деле сокращения нелегальной иммиграции? Если посмотреть на предложения по проведению иммиграционной амнистии в России, разработанные экспертами по инициативе уполномоченного по правам человека в 2005 году, можно с гордостью сказать, что мы Америку обогнали. Достаточно сравнить российский документ и предложения, которые обсуждаются в США сегодня. Комиссия сенаторов подготовила документ, в котором предлагается комплекс "жестких" мер по недопущению в страну незаконных мигрантов: усиление охраны границы, активизация борьбы с подделкой документов и ужесточение правил найма на работу. И это созвучно с тем, что предлагается в России. Но есть и другая часть предложений - план легализации нелегальных мигрантов. По нему американскими гражданами смогут стать мигранты, зарегистрировавшиеся в госорганах США, прошедшие проверку анкетных данных, заплатившие штрафы и налоги. С этим планом совпадает и план Обамы, один из принципов которого - облегчать легализацию для законопослушных иммигрантов и ужесточать меры против тех, кто совершает правонарушения.

Российский план легализации 2005 года и актуализированный в 2012 году фондом "Миграция ХХI век" не уступает американскому, содержит практически те же идеи и пункты, а по степени проработанности механизмов представляет собой практически готовый к употреблению документ. Но, чтобы запустить легализацию в России, недостает "сигнала сверху". Российский электорат постоянно запугивается "миграционной угрозой", а объяснение позитива от этой акции считается признаком враждебности к собственному народу.


Источник: http://www.rg.ru/2013/05/27/migraciya.html