Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

О положении на Ближнем Востоке

«Исламское государство»: новый халифат или театр абсурда?

В исламской эсхатологической традиции идея великого халифата, царства всеобщего равенства и справедливости, предшествующего Судному дню, занимает особое место. В ней не только воплощена мечта человечества об идеальном государстве, но и память о правлении Пророка Мухаммада (с.а.в.) и праведных халифов, его сподвижников. Это была эра высшей справедливости власти и праведности правителей, особо богобоязненных, набожных людей, людей настойчивого стремления и полного обращения к Аллаху.

Провозглашение халифата на Ближнем Востоке военизированными группировками, которые, по словам западных экспертов, предлагают «подлинную, истинную и альтернативную исламскую политическую систему», должно было бы ставить своей целью возрождение «царства справедливости и милосердия», создание социально ориентированного государства, в котором представители всех наций и конфессий  чувствуют себя в полной безопасности.

Однако то, что происходит на территории «халифата», напоминает театр абсурда, в котором, несмотря на все безумие происходящего, чувствуется довольный жесткий сценарий, написанный невидимой рукой.

Главная цель этого безумного действа – дискредитация Ислама как религии. Во всех этих массовых убийствах, казнях заложников, преследовании людей других вероисповеданий, уничтожении памятников культуры и библиотек проглядывается стремление показать всему миру Ислам как агрессивную религию, непримиримую к другим культурам и традициям, представляющую угрозу для существования всего человечества. Подчеркнутая публичность и театрализованность всех преступных действий боевиков являются дополнительным подтверждением подобных намерений.

При этом их целью является дискредитация  не только Коранических ценностей, но и самого названия мусульманской религии. Именно поэтому они назвали свое квазигосударство, а, по сути дела, бандитский анклав, в котором  не действуют никакие законы, ни светские, ни шариат, «исламским государством». В этих «иезуитских» устремлениях  им вольно или невольно помогают средства массовой информации всего мира. Телевидение, радио, газеты, журналы тиражируют новости о массовых преступлениях боевиков, называя их представителями «Исламского государства», увязывая тем самым в массовом сознании Ислам с терроризмом, жестокими убийствами ни в чем не повинных людей, работорговлей, насилием над женщинами и детьми, попранием общечеловеческих нравственных ценностей.

Эта информационная война против Ислама формирует у миллионов мусульман ощущение невольной вовлеченности в происходящее на территории нового «халифата», чувство вины за преступления террористов, убежденность в фатальной предопределенности конфликта цивилизаций, прежде всего христианской и мусульманской. В идеологическом противостоянии террористы, использующие любые противоречия и слабости своих врагов, часто имеют определенное преимущество.

В геополитическом отношении одной из основных задач террористического квазигосударства является дестабилизация ситуации на огромном пространстве от Персидского залива до южных границ России и северных границ Китая, создание очагов напряженности не только в Пакистане и Афганистане, но и в государствах Центральной Азии с целью присоединения их к «новому халифату», то есть к зоне нестабильности.  При малейшей возможности террористы попытаются дестабилизировать обстановку и в самой России, создавая конфликтные зоны в различных регионах нашей страны.

Совершенно очевидна нацеленность действий террористов и против интересов Европейского союза. Массовая и нелегальная миграция из стран Ближнего Востока и Африки в европейские страны не только создает дополнительные финансовые нагрузки для  экономики Евросоюза, но и становится существенным дестабилизирующим политическим фактором, способствующим усилению в нем центробежных тенденций, углублению противоречий между его членами, политическому расколу общества. Руководители террористического анклава не только не препятствуют миграции (что было бы вполне логично), а, возможно, содействуют ей, создавая каналы нелегального пересечения границ для беженцев и финансируя их. При этом большинство людей, бегущих от войны и смерти, спасая себя и своих детей, даже и не предполагают, что они являются для террористов лишь инструментом в их большой и грязной игре.

Главный вопрос, который возникает при анализе событий последних двух лет на Ближнем Востоке, это вопрос о спонсоре и режиссере этого кровавого театрализованного представления, которое способно взорвать весь мир.

Западные эксперты предполагают, что финансированием террористов занимаются страны Персидского залива для того, чтобы сменить ненавистный им режим Башара Асада, пользующийся поддержкой Ирана и шиитских военизированных группировок. Но наблюдая за действиями боевиков так называемого «Исламского государства», трудно утверждать, что война с правительством Сирии является их основной целью.

Главная задача бандитского квазигосударства – создание зон нестабильности практически во всех регионах мира, развязывание многочисленных локальных конфликтов на Ближнем Востоке, Центральной Азии, у южных границ России. Но вряд ли все эти действия направлены на расширение границ «халифата». Создание очагов напряженности и разжигание локальных войн в регионах, в которых присутствуют стратегические интересы США, осуществляется по определенному сценарию, написанному в Белом доме. Главная цель -обеспечение условий для сохранения США мирового лидерства.  Появление новых полюсов силы в мировом сообществе, претензии новых  держав на ведущие роли в геополитических процессах заставляют американскую администрацию использовать любые средства и возможности для сохранения  однополярного мира, который сложился в начале 90-х годов XX  века в результате распада СССР.

Наверное, будет правильным тезис о том, что США действуют под неприкрытым лозунгом: «Мы защищаем интересы Америки как хотим, а все остальные пусть защищают свои, как могут». Нужно ли клеймить Обаму за это? Думаю, что нет, поскольку этого от него требует вся система власти и  общество психологически подготовлено к такой национальной стратегии. В соответствии с этим и нужно действовать. И вот впервые в  новейшей истории России глава государства дал понять всему миру, что может и будет защищать интересы нашей страны. Евразэс, БРИКС, Крым, Сирия… и у граждан России появилось чувство гордости за свою страну и своего Президента. И это несмотря на все тяготы жизни, появившиеся в последнее время. К людям возвращается попранное ранее чувство собственного достоинства.

Мы знаем, что происходит с теми, кто не защищает или не может защитить свои народы и страны. В первом, лучшем, случае их страны разваливают, а в последующем разворовывают остатки. По второму, худшему, сценарию их сажают в тюрьму, вешают как пиратов или забивают как бешеных собак под восторженные визги заокеанских зрителей, а на территории этих некогда процветающих стран искусственно создается политический вакуум и управляемый хаос.

Сегодня можно только с глубоким сожалением констатировать, что одной из основных причин увеличения числа локальных конфликтов в мире и усиления опасности глобальной геополитической катастрофы является снижение авторитета Организации Объединенных Наций. Эта международная организация, сыгравшая на определенном этапе огромную роль в сохранении стабильности в мире и соблюдении международных правовых норм в различных политических событиях и военных конфликтах, в конце концов, превратилась в бюрократическое учреждение, имеющее слабое влияние на происходящие в мире события. В результате этого произошла значительная деформация международных отношений, для которых стали характерны «двойные стандарты» в международно-правовых оценках политических событий, отсутствие универсальных подходов к решению различного рода кризисных ситуаций, снижение роли Совета Безопасности ООН при принятии решений о применении военной силы в межгосударственных конфликтах.

Агрессивная внешняя политика США, которые, исходя из своих интересов, активно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств, применяя весь спектр возможного воздействия на них (от экономических санкций и свержения с помощью «цветных революций» неугодных режимов до прямого применения военной силы), подвела мир к опасной черте, за которой открывается хаос перманентных локальных конфликтов, способных привести мир к глобальной геополитической катастрофе.

Попытки американской администрации изменить расстановку сил и баланс интересов на Ближнем Востоке в свою пользу путем «демократизации» арабского общества привели к самым негативным последствиям в регионе, и без того нестабильном и раздираемом межгосударственными и межконфессиональными противоречиями.  На передней линии политической и вооруженной борьбы с режимом Башара Асада оказались вооруженные группировки, не обремененные никакой идеологией или религиозной догматикой, поэтому абсолютно непредсказуемые даже для своих кукловодов.

В этих условиях успех борьбы с группировкой ИГ зависит от координации усилий различных государств и коалиций, действующих в зоне конфликта. Но в силу разнонаправленности их интересов и отсутствия общей стратегии подобная координация практически невозможна, что значительно усиливает позиции террористов.

Главная цель союзной коалиции во главе с США – устранение правительства Башара Асада с помощью вооруженной сирийской оппозиции. Поэтому они не заинтересованы в быстром разгроме группировки ИГ, по крайней мере, до полного поражения правительственных сил Сирии. До последнего времени действия авиации коалиции носили вялотекущий характер и больше напоминали имитацию боевых действий. И только военное вмешательство России вынудило коалицию активизировать свои действия против террористических группировок. Американская администрация отказалась от координации своих действий в Сирии с Россией, ссылаясь на различие задач, которые они решают в регионе.

 Нет сомнения в том, что США не заинтересованы в быстром разрешении сирийского  кризиса, так как в этом случае они лишатся плацдарма для продвижения своих интересов в регионе. По мнению экспертов, члены международной коалиции  пытаются избежать крупномасштабной войны против ИГ, так как в случае поражения экстремистов будет утерян предлог для вмешательства в сирийскую войну под видом борьбы с терроризмом и, соответственно, возможность привести к власти после завершения конфликта лояльные США силы. Президент Башар Асад заявил о готовности сирийского руководства сотрудничать со всеми государствами, у которых есть серьезное желание бороться с терроризмом. Но международная коалиция, возглавляемая США, по его мнению, преследует в регионе другие цели.

Россия же была вынуждена вмешаться в конфликт, так как террористические группировки представляют реальную угрозу не только безопасности государств Центральной Азии, но и стабильности самого российского государства.

При этом российское руководство совершенно обоснованно полагает, что смена власти в Сирии силовым путем, даже в случае военного поражения ИГ, приведет к повторению ливийского сценария – к развалу государства, уничтожению государственных институтов, к кровавым межконфессиональным, межэтническим конфликтам. И в этом случае власть в стране все равно захватят террористические группировки, что станет причиной новой эскалации конфликта и, возможно, открытого военного вмешательства Саудовской Аравии и Ирана. Очевидно поэтому Россия считает необходимым оказывать военную помощь правительству Башара Асада, так как на сегодняшний день только оно является гарантом сохранения сирийской государственности.

Представители ИГ действуют не только в зоне сирийского конфликта, но и создают практически во всех мусульманских регионах лагеря для подготовки боевиков, вербуют молодежь для участия в боевых действиях, готовят смертников для совершения террористических актов. Наиболее крупные базы ИГ созданы в Афганистане, в которых обучаются военному делу боевики для диверсионной деятельности в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане.

В случае нападения боевиков ИГ на эти государства миллионы беженцев будут вынуждены искать спасения на территории России. Это приведет к значительному ухудшению социально-экономической ситуации в стране, к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. При этом необходимо учитывать, что в Москве и российских регионах находятся несколько миллионов нелегальных мигрантов из Центральной Азии, чье местонахождение и род деятельности неизвестны даже для правоохранительных органов. Вместе с беженцами через границу могут просочиться боевики ИГ, которые попытаются максимально дестабилизировать социально-экономическую обстановку в государстве путем проведения диверсий, террористических актов, вооруженных нападений на государственные учреждения. В случае даже временного успеха нелегальные мигранты могут быть использованы террористами для пополнения своих рядов.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств совершенно обоснованным является решение президента В.В. Путина об оказании военной поддержки правительству Сирии в борьбе  с террористической группировкой ИГ. По мнению российского лидера, превентивные меры должны минимизировать террористическую угрозу для нашего государства.

Помимо внешней угрозы, значительную опасность представляет идеологическая и диверсионная деятельность группировки ИГ на постсоветском пространстве. Террористы вербуют молодежь, в том числе и граждан России в свои ряды, обещая  им возможность своими руками творить историю, участвовать в создании нового халифата, погибнуть во имя истинной веры, обеспечив себе место в раю. Молодых людей привлекает в идеологии террористов иллюзорная перспектива наполнить свою жизнь великим смыслом защиты истинного Ислама, но об истинных намерениях террористов они узнают лишь тогда, когда все пути назад отрезаны, а чаще и не узнают вовсе.

И государство, и общество должны уберечь юношей от влияния лживой пропаганды террористов, а священнослужители должны объяснить им, что Ислам не имеет ничего общего с насилием и войнами.

При любых возможных заблуждениях молодые люди, завербованные ИГ, хорошо знают, что они едут убивать. Поэтому все, кто берет в руки оружие и вступает в ряды террористов, должны знать, что наказание будет суровым. Несомненно, в этих условиях в России должно быть пересмотрено антитеррористическое законодательство в сторону его ужесточения, а также введена ответственность за преступления террористов и их пособников.

Необходимо отметить, что в сети идеологов ИГ чаще всего попадают юноши и девушки, не сумевшие найти свое место в жизни. Часто на радикальные поступки их толкает невозможность выйти за границы своего социального страта, убежденность в несправедливости мироустройства, в котором господствует кастовость. Ощущение обреченности на вечную бедность и неустроенность, невозможность получить достойное образование и работу сильно деформирует систему нравственных ценностей молодого человека, который благодаря этому находит моральное оправдание любым своим поступкам. Поэтому в поле зрения преподавателей, чиновников, представителей правоохранительных органов должны быть дети из бедных, неблагополучных семей, часто ощущающие себя «лишними» людьми в собственной стране. Государство должно массово развивать социальные лифты, создать равные условия для всех граждан вне зависимости от региона, национальности и вероисповедания.

В условиях нарастания террористической угрозы и возможного обострения межнациональных и межконфессиональных отношений и государство, и общество должны уделять больше внимания установлению межнационального диалога, культурного обмена между различными народами России. И эта работа не должна быть  формальной. Молодые люди разных национальностей и конфессий должны больше общаться друг с другом, знакомиться с бытовыми, культурными и духовными традициями народов, населяющих нашу страну, чаще встречаться на спортивных площадках, в концертных залах, в дискуссионных клубах. Представители разных национальностей должны чувствовать себя под защитой закона и государства, где бы они ни находились на территории России. Большая и кропотливая  работа должна проводиться с трудовыми мигрантами для их языковой и культурной адаптации. Должен быть налажен механизм защиты их прав,  чтобы у них не формировалось чувство враждебности к стране, в которой они живут и работают. Определенная роль в этих процессах должна быть отведена различным институтам гражданского общества.

Вся эта работа должна находить широкое освещение в СМИ.

Людей должны объединять не только название страны и государственные границы, но и универсальные общечеловеческие ценности, общие для всех монотеистических религий, формируя тем самым общность нравственных традиций и новую российскую духовность и общероссийскую гражданскую идентичность при традиционном для России этнокультурном многообразии. В этом случае наше общество будет монолитным, а государство сильным и стабильным.

 

Член Президиума Совета при Президенте РФ

по межнациональным отношениям,

член центрального штаба ОНФ,

Председатель Высшего совета ООД РКНК                                              А.Б. Паскачев

 

21 октября 2015г.