ПРОЕКТ

УКАЗ

Об утверждении Концепции миграционной политики

 

Президент Российской Федерации

В.Путин

1.Настоящая Концепция является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на цели, принципы, задачи и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции.

2.Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и документы стратегического планирования.

5.Основополагающими принципами миграционной политики Российской Федерации являются:

1)обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

4)защита интересов граждан Российской Федерации;

5)соблюдение норм национального и международного права;

8)взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

9)защита национального рынка труда;

12)открытость и доступность информации о миграционной политике Российской Федерации и о решениях, принимаемых в этой области;

13)научная обоснованность принимаемых решений;

1)содействие развитию внутренней миграции;

2)создание условий и стимулов для иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и отдельных категорий иностранных граждан;

5)содействие адаптации и интеграции иммигрантов;

6)противодействие незаконной миграции;

9)противодействие криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции.

IV.Современная миграционная ситуация. Условия формирования и реализации миграционной политики

 

25.В области содействия развитию внутренней миграции:

3)создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых мигрантов, в том числе на основе государственно-частного партнерства, переселяющихся для трудоустройства на территории Дальнего Востока, Байкальского региона, приграничных и стратегически важных территорий с низкой плотностью населения;

4)повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Байкальского региона, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;

7)совершенствование существующих механизмов государственной поддержки граждан Российской Федерации, желающих осуществлять трудовую деятельность за пределами места постоянного проживания в регионах, испытывающих дефицит рабочей силы, в субъекты Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

26.В области создания условий и стимулов для иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и отдельных категорий иммигрантов:

3)создание привлекательных условий для осуществления иммигрантами (реэмигрантами) инвестиционной и предпринимательской деятельности в Российской Федерации;

4)содействие иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

7)создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом.

27.В области совершенствования механизмов регулирования трудовой миграции:

3)совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации высококвалифицированных иностранных специалистов;

4)создание центров содействия внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования внешних трудовых мигрантов, в том числе за рубежом;

1)совершенствование правовых норм, определяющих условия для обучения в российских образовательных организациях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов;

3)содействие внутренней миграции, а также иммиграции (реэмиграции) специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

5)создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных организациях начального профессионального образования в странах, обладающих наиболее интенсивными миграционными потоками, направленными в Российскую Федерацию;

7)содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации.

1)содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у иммигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

3)содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;

5)противодействие социальной исключенности иммигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;

7)содействие развитию в государствах постоянного проживания иммигрантов механизмов добровольного медицинского страхования и приобретения полиса добровольного медицинского страхования, действующих на территории Российской Федерации.

1)совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;

3)развитие инфраструктуры государственной границы Российской Федерации, в том числе оснащение ее техническими средствами, позволяющими своевременно выявлять и пресекать въезд незаконных мигрантов;

5)совершенствование механизмов миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;

7)обеспечение эффективного механизма исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии;

9)усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

1)создание комфортных условий для адаптации вынужденных иммигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;

3)совершенствование системы предоставления убежища и временной защиты вынужденным иммигрантам на территории Российской Федерации;

5)оказание содействия в репатриации вынужденных иммигрантов или возвращения в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;

7)поддержание инфраструктуры объектов для временного размещения вынужденных иммигрантов;

32.В области разработки механизмов реагирования на ситуации, связанные с экстренным массовым прибытием иностранных граждан:

2)разработка механизмов пресечения злоупотребления иммигрантами, прибывающими в смешанных миграционных потоках, правом поиска убежища на территории Российской Федерации;

33.В области противодействия криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции:

2)повышение качества предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе в электронном виде и на базе многофункциональных центров получения государственных и муниципальных услуг, а также миграционных центров;

VI.Международное сотрудничество

35.Основные направления миграционной политики Российской Федерации, а также ее цели, принципы и задачи определяет Президент Российской Федерации.

36.Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий ведут работу по законодательному обеспечению миграционной политики Российской Федерации.

39.Основные механизмы реализации миграционной политики Российской Федерации включают в себя:

1)совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;

4)учет задач миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализации основных направлений миграционной политики Российской Федерации;

5)реализацию субъектами Российской Федерации основных направлений миграционной политики Российской Федерации с учетом особенностей демографической ситуации на их территории и социально-экономического положения;

8)развитие научных исследований в сфере миграции;

9)применение современных информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и внешней миграции.