Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

 

ПРОЕКТ

УКАЗ

Об утверждении Концепции миграционной политики

 

Президент Российской Федерации

В.Путин

1.Настоящая Концепция является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на цели, принципы, задачи и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции.

2.Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и документы стратегического планирования.

5.Основополагающими принципами миграционной политики Российской Федерации являются:

1)обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

4)защита интересов граждан Российской Федерации;

5)соблюдение норм национального и международного права;

8)взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

9)защита национального рынка труда;

12)открытость и доступность информации о миграционной политике Российской Федерации и о решениях, принимаемых в этой области;

13)научная обоснованность принимаемых решений;

1)содействие развитию внутренней миграции;

2)создание условий и стимулов для иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и отдельных категорий иностранных граждан;

5)содействие адаптации и интеграции иммигрантов;

6)противодействие незаконной миграции;

9)противодействие криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции.

IV.Современная миграционная ситуация. Условия формирования и реализации миграционной политики

 

25.В области содействия развитию внутренней миграции:

3)создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых мигрантов, в том числе на основе государственно-частного партнерства, переселяющихся для трудоустройства на территории Дальнего Востока, Байкальского региона, приграничных и стратегически важных территорий с низкой плотностью населения;

4)повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Байкальского региона, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;

7)совершенствование существующих механизмов государственной поддержки граждан Российской Федерации, желающих осуществлять трудовую деятельность за пределами места постоянного проживания в регионах, испытывающих дефицит рабочей силы, в субъекты Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

26.В области создания условий и стимулов для иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и отдельных категорий иммигрантов:

3)создание привлекательных условий для осуществления иммигрантами (реэмигрантами) инвестиционной и предпринимательской деятельности в Российской Федерации;

4)содействие иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

7)создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом.

27.В области совершенствования механизмов регулирования трудовой миграции:

3)совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации высококвалифицированных иностранных специалистов;

4)создание центров содействия внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования внешних трудовых мигрантов, в том числе за рубежом;

1)совершенствование правовых норм, определяющих условия для обучения в российских образовательных организациях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов;

3)содействие внутренней миграции, а также иммиграции (реэмиграции) специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

5)создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных организациях начального профессионального образования в странах, обладающих наиболее интенсивными миграционными потоками, направленными в Российскую Федерацию;

7)содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации.

1)содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у иммигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

3)содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;

5)противодействие социальной исключенности иммигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;

7)содействие развитию в государствах постоянного проживания иммигрантов механизмов добровольного медицинского страхования и приобретения полиса добровольного медицинского страхования, действующих на территории Российской Федерации.

1)совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;

3)развитие инфраструктуры государственной границы Российской Федерации, в том числе оснащение ее техническими средствами, позволяющими своевременно выявлять и пресекать въезд незаконных мигрантов;

5)совершенствование механизмов миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;

7)обеспечение эффективного механизма исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии;

9)усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

1)создание комфортных условий для адаптации вынужденных иммигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;

3)совершенствование системы предоставления убежища и временной защиты вынужденным иммигрантам на территории Российской Федерации;

5)оказание содействия в репатриации вынужденных иммигрантов или возвращения в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;

7)поддержание инфраструктуры объектов для временного размещения вынужденных иммигрантов;

32.В области разработки механизмов реагирования на ситуации, связанные с экстренным массовым прибытием иностранных граждан:

2)разработка механизмов пресечения злоупотребления иммигрантами, прибывающими в смешанных миграционных потоках, правом поиска убежища на территории Российской Федерации;

33.В области противодействия криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции:

2)повышение качества предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе в электронном виде и на базе многофункциональных центров получения государственных и муниципальных услуг, а также миграционных центров;

VI.Международное сотрудничество

35.Основные направления миграционной политики Российской Федерации, а также ее цели, принципы и задачи определяет Президент Российской Федерации.

36.Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий ведут работу по законодательному обеспечению миграционной политики Российской Федерации.

39.Основные механизмы реализации миграционной политики Российской Федерации включают в себя:

1)совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;

4)учет задач миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализации основных направлений миграционной политики Российской Федерации;

5)реализацию субъектами Российской Федерации основных направлений миграционной политики Российской Федерации с учетом особенностей демографической ситуации на их территории и социально-экономического положения;

8)развитие научных исследований в сфере миграции;

9)применение современных информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и внешней миграции.