Уровень культуры в обществе должен быть таким, чтобы оскорбление по национальному признаку считалось неприличным

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Текст: Никита Логвинов

Председатель Высшего совета Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев:

«Уровень культуры взаимоотношений в обществе должен быть таким высоким, чтобы оскорбление по национальному признаку считалось верхом неприличия»

 

Положительная динамика в развитии Северного Кавказа очевидна. Важно, чтобы за происходящими изменениями поспевал ребрендинг имиджа округа. От этого зависит и инвестиционная привлекательность территории, и желание уехавших людей вернуться сюда снова. Жителям других регионов России нужно пересмотреть свое отношение к выходцам из СКФО. Лозунг «Хватит кормить Кавказ!» могут выдвигать только провокаторы, радеющие за развал страны, заявил Асламбек Паскачев в эксклюзивном интервью «Вестнику».

 

— Несмотря на усилия федерального центра Северный Кавказ не перестал пока ассоциироваться с нестабильным регионом, особенно у иностранцев. Тем не менее, если оценивать беспристрастно, какие изменения в политической, социальной, общественной жизни, произошедшие за последнее время в СКФО, можно, по вашему мнению, отнести к разряду, скорее, позитивных, нежели негативных? Видна ли положительная динамика в стабилизации ситуации в округе?

— Положительная динамика видна невооруженным взглядом и во всем. Сегодня на Кавказе — я это ответственно могу сказать — гораздо спокойнее и безопаснее ходить по улицам, чем во многих других регионах. Да, в Дагестане через какие-то интервалы происходят теракты, но одновременно там реализуются инвестиционные проекты с целью создания рабочих мест, и, несомненно, улучшение налицо.

В СКФО очень серьезно прорабатываются программы развития туризма и отдыха. Огромные средства вкладываются в горнолыжные курорты, в комплексы санаторно-курортного лечения.

Есть что сказать о восстановлении экономики округа. Конечно, восстановить все объекты промышленности, которые были разрушены войной в Чечне или же в результате развала в 1990-е годы в других республиках, невозможно. Это с одной стороны. С другой —  когда мы едем в Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, то видим мирные поселки без большого объема нового строительства, тихие, спокойные дома и улицы.

Эта идиллия тишины и спокойствия, созданного когда-то уюта — тоже очень позитивный фактор, вызывающий ностальгически приятные воспоминания о мирном времени на Кавказе. Не обязательно все разрушать, а потом заново отстраивать. Но если уж было разрушено, то слава Богу, что восстановлено.

В апреле проходила прямая линия с президентом Владимиром Путиным, и он напомнил: «Еще совсем недавно, несколько лет назад, мы смотрели на площадь Минутка: вся разбитая, раздолбанная. Я летал на вертолете над Грозным — глаз некуда было положить. Ставился вопрос о том, чтобы перенести столицу Чеченской Республики в другое место: считали, восстановить ее невозможно. Сейчас это процветающий город». 

В свое время я тоже был сторонником переноса чеченской столицы. Речь шла о соседнем Сунженском районе, поскольку от Грозного мало что осталось. Но он восстал из пепла, и я очень рад этому.

 

— А чему вы не очень рады?

— Конечно, остаются и проблемы. Ребрендинг имиджа Северного Кавказа осуществляется, к сожалению, медленно. Отсюда и низкая инвестиционная привлекательность округа, притом, что за последнее время сделано очень много. Высок еще уровень безработицы. Есть жалобы и на коррупцию. Продолжается, хоть и не так активно, как ранее, исход жителей.

Кстати, я считаю, что настало время объединить СКФО и ЮФО. В какой-то период люди стали сетовать на то, что психологически чувствуют оторванность от «большой земли». Не зря даже в Ставрополье раздавались голоса за присоединение края к Южному округу.

Как бывший госплановец и государственник могу напомнить, что по соображениям экономического, географического и военно-политического характера субъекты СКФО и ЮФО многие десятилетия успешно развивались как Северо-Кавказский экономический район и как Северо-Кавказский Совнархоз. Думается, настало время вновь вернуться к оптимальности с точки зрения развития страны.

 

— В прошлом году стартовала государственная программа развития СКФО на период до 2025 года. Ее стоимость — порядка 2,5 трлн рублей — в очередной раз заставила некоторых особо категоричных политиков заявить: «Хватит кормить Кавказ!» Подобные заявления звучат на фоне призывов представителей самого Северного Кавказа: «Нас не нужно кормить — дайте нам возможность развиваться!» Как вы считаете, оправданы ли столь внушительные затраты на экономические и социальные проекты в СКФО? При каких условиях они будут эффективны и принесут ожидаемую отдачу? 

Сразу о всяких лозунгах. Лозунг в отношении людей, делающих подобные заявления, должен быть один: «Хватит подкармливать болтунов и провокаторов!»

Тем, кого сильно беспокоит вопрос, кто кого кормит, и у кого короткая память, можно напомнить, что во время Великой Отечественной именно Кавказ снабжал фронт горючим. После того, как в результате неудачного для Советского Союза начала войны мы потеряли большую часть территории европейской части СССР, именно от своевременного получения бакинской и грозненской нефти зависела сама возможность продолжения сражения. Наши войска насмерть стояли за Кавказ и ни одного стратегически важного района фашистам не отдали.

Теперь, собственно, про финансовый потенциал. В советский период на Северном Кавказе были большие объемы промышленного производства. Развивались совершенно разные отрасли — передовые, всемирно известные. В свое время я возглавлял Госплан Чечено-Ингушской АССР и могу утверждать, что в 1970-1990-е годы республика являлась донором.

Баланс был в пользу основной части кавказских территорий. Но тогда такие вопросы никто не ставил. Все развитие регионов с учетом их особенностей было подчинено генеральному плану развития производительных сил страны. А сегодня финансовые взаимоотношения между федеральным центром и регионами регулируются межбюджетными отношениями, которые утверждаются ежегодно в виде закона о госбюджете РФ.

Такова чисто меркантильная сторона вопроса. Если же говорить с государственных, патриотических позиций, то процитированный лозунг могут выдвигать или больные, или провокаторы, радеющие за развал России. Для примера: сегодня только идиоту придет в голову мысль выступить с лозунгом: «Хватит кормить Крым!». 

 

— В прошлом году Владимир Жириновский призвал «оградить Кавказ колючей проволокой». Это заявление, сделанное в прямом эфире, взорвало всю страну, однако ответственности за него лидер ЛДПР так и не понес. Как расценивать слова Жириновского — как провокацию или как популизм? Очень прискорбно, но глава либерал-демократов выражает настроения определенной части российского общества и зарабатывает на этом политические дивиденды. Причем, не он один...

Я считаю, Жириновский не достоин того, чтобы о нем говорить.

 

— Природа нетолерантного отношения к «лицам кавказской национальности» в общем и целом понятна. Вопрос в другом: как изменить такое отношение, чреватое многими неприятными последствиями?

Отношение необходимо менять всем: СМИ, чиновникам, гражданам. А начинать нужно с семьи, детского сада, школы. При этом значительную роль должны играть институты гражданского общества. Оскорбление по национальному, расовому или религиозному признаку должно наказываться государством в уголовном порядке. Но самое главное — уровень культуры взаимоотношений в обществе должен быть таким высоким, чтобы подобные вещи считались верхом неприличия.

Собственно, Стратегия государственной национальной политики и принимаемые на президентском Совете по межнациональным отношениям решения направлены на это. Очевидно, в обществе начали приходить к пониманию того, что если из года в год клеймить целые народы, то вырастет большое число молодых людей, которые не будут испытывать патриотических чувств к государству. А отсюда до вражды — один шаг. Поэтому нам всем очень важно научиться уважать друг друга.

В то же время хотел бы обратиться к кавказской и не только молодежи. Не могу сказать ничего умнее, кроме как привести напутствие, с которым провожал меня на учебу в вуз отец, прошедший и войну, и лагеря, и ссылку: «Тебе в жизни предстоит долгий путь. Главное, что ты должен знать: когда ты выходишь из дому — ты представляешь нашу семью; в соседнем селе ты представляешь наше село и род; за пределами республики ты представляешь наш народ, и по твоим поступкам будут судить о народе; за пределами страны ты представляешь наше государство. У нашего народа есть хорошие и плохие люди — бери пример с достойных людей, независимо от их национальности, дружи с ними и по своей вине не прерывай дружбу».

Не стоит забывать мудрость предков.

 

(Вторую часть интервью с Асламбеком Паскачевым читайте в следующем номере.)

 

Досье

Асламбек Паскачев

Родился в 1948 г. в городе Чокпар Курбайского района Джамбульской области Казахской ССР.

В 1971 г. окончил Ростовский институт народного хозяйства по специальности «экономист» и аспирантуру, в 1991 г. — Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР, в 1993 г. — докторантуру АНХ при правительстве РФ.

Трудовой путь начал в 1967 г. учителем средней школы в городе Шали Чечено-Ингушской АССР.

В 1971-1974 гг. работал старшим экономистом Госплана Чечено-Ингушской АССР.

В 1983-1990 гг. — первый заместитель председателя Госплана Чечено-Ингушской АССР.

В 1990-1992 гг. — первый секретарь Шалинского РК КПСС ЧИАССР, народный депутат, член президиума Верховного Совета ЧИАССР.

В 1993-1997 гг. — профессор кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма Академии народного хозяйства при правительстве РФ.

С 1997 г. — в налоговых органах: заместитель начальника и начальник Управления учета, отчетности и анализа налоговых поступлений, начальник Управления по работе с крупнейшими налогоплательщиками, руководитель Департамента анализа и планирования налоговых поступлений МНС РФ.

В 2006-2007 гг. — председатель координационного совета межрегиональной общественной организации «Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений».

В 2007-2012 гг. — председатель президиума Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа». В настоящее время — председатель Высшего совета этого движения.

С 2011 г. — член Общественной палаты РФ.

С 2012 г. — председатель комиссии по миграционным вопросам Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ.

Доктор экономических наук, профессор, директор Института миграции и межнациональных отношений.

Президент Московского Налогового института, главный редактор журнала «Налоговая политика и практика».

Автор более 70 научных трудов, в том числе 20 монографий.

№4.2014 г.

 

Асламбек Паскачев