Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Миграционные вызовы современности

В наши дни миграция из явления, исторически традиционно возникавшего вследствие неблагоприятных объективных факторов, сама все чаще выступает фактором, побуждающим возникновение отрицательных явлений. Причем негативная роль миграции неуклонно возрастает. Мы видим, как она приводит к военным и политическим конфликтам, социальным бедствиям, росту криминала, порождает террористическую угрозу.

Не считаться с этими вызовами никак нельзя. Перед нами яркий пример Европы, где недостаточное внимание к миграции в современном формате повлекло плачевные результаты: нанесен удар по будущности Евросоюза, он потерял своего ведущего члена – Великобританию, согласие между другими странами-членами нарушено. Эти события стали грозным предупреждением всему миру, и прежде всего России – многонациональному государству, занимающему второе место, после США, по числу мигрантов.

Государственная миграционная политика призвана сдерживать миграционное давление, оптимизировать и регулировать миграционные потоки, вводить их в правовое русло. На первый план здесь выступает борьба с незаконной миграцией. На мой взгляд, правоохранительные органы должны принимать самые жесткие меры в отношении злостных нелегалов и неукоснительно выдворять их за пределы страны. А чтобы не допускать случаев злоупотребления должностными полномочиями и фактов коррупции со стороны стражей порядка, имеет смысл активнее привлекать к проведению оперативно-профилактических мероприятий представителей общественных организаций.

В то же время следует смягчить отношение к тем иностранным гражданам, которые находясь и работая на российской территории на законных основаниях, допустили малозначительные правонарушения – их выдворение с дальнейшим запретом въезда в Россию на несколько лет представляется излишне строгим наказанием. По экспертным оценкам, сегодня в стране насчитывается порядка 3 млн. нарушителей закона, многие скрываются, уходят в «тень», не желая лишиться заработка и уклоняясь от выдворения. Это число можно значительно сократить, если вывести из «тени» на «свет» мелких нарушителей, чтобы они легально трудились, приносили пользу, а не пополняли ряды преступников и экстремистов. В связи с этим представляется возможным провести амнистию для отдельных категорий иностранных граждан.

Одновременно нужно пересмотреть и упорядочить стоимость государственных услуг в области миграции. Сейчас на этом рынке действуют как государственные, так и коммерческие организации, подвизается множество мошенников. Мигранты порой просто не в состоянии правильно сориентироваться и невольно совершают нарушения.

Вместе с тем, миграционная ситуация в нашей стране имеет целый ряд существенных отличий от того, что происходит за рубежом. Во-первых, к нам едут преимущественно граждане Ближнего зарубежья, с которыми мы тесно связаны ментально, исторически, культурно. Во-вторых, несмотря на то, что наша страна столкнулась с наплывом мигрантов не так давно – после развала СССР, государство сумело за короткое время выстроить вполне эффективную, при всех ее недостатках, миграционную политику.

Достаточно вспомнить о том, как были приняты, обустроены, документированы, социализированы миллионы граждан Украины, прибывшие на российскую территорию в экстренном массовом порядке. Сложнейшие задачи удалось решить успешно и оперативно, причем без всякой шумихи и помпы. Это признано международными наблюдателями, к примеру, Международной организацией миграции.

Так, через Ростовскую область за два года в Россию въехало 3,8 млн. украинцев, она сама приняла 1,1 млн. украинских беженцев. И теперь в ростовских вузах учатся порядка миллиона юношей и девушек из Донецкой и Луганской областей. В число студентов принимались молодые люди и с неполным пакетом документов, и не имевшие при себе паспортов с тем, чтобы затем они были представлены, – никто не получил отказа.

Риски миграции можно смягчить, уделяя больше внимания адаптации и интеграции мигрантов, помогая им вписаться в принимающее общество. Как известно, в связи с упразднением ФМС России ее полномочия переданы МВД России, однако функции по адаптации и интеграции мигрантов ему совсем не свойственны. Поэтому абсолютно логичным выглядит передача этих функций Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН) – поручение подготовить соответствующие предложения недавно дано Председателем Правительства РФ.

Но передать полномочия мало, для их выполнения нужны ресурсы. Проблема в том, что взять ресурсы там, где они были раньше, невозможно, так как ни у ФМС России, ни у МВД России их никогда не имелось ввиду отсутствия в их нормативных документах указанных функций. Соответственно, деньги по этим направлениям из госбюджета не выделялись. Настала пора внести в нормативно-правовую базу необходимые изменения и выделить нужные средства, а также ввести в штат ФАДН специалистов по вопросам миграции, адаптации и интеграции. Если не сделать этого сегодня, то завтра может оказаться поздно.

Работа в области адаптации и интеграции мигрантов предстоит очень большая, потому что целенаправленно и обстоятельно этим направлением, по сути,  ни один орган не занимался, ведь ни за кем не были закреплены, как уже сказано, такие функции. В частности, до сих пор отсутствует понятийный аппарат, то есть нет единого понимания, что обозначает адаптация и что интеграция, как их различать, кому они нужны и т.д. Все это предполагается прописать в законе об адаптации и интеграции мигрантов, проект которого подготовлен, и его надо лишь доработать и принять.

Кроме того, для разработки, организации и проведения мероприятий по адаптации и интеграции требуется определенная управленческая структура. В нынешних условиях трудно рассчитывать на то, что она дойдет до регионов, а тем более до муниципалитетов, но, полагаю, на уровень федеральных округов она должна распространяться непременно. Иначе не удастся собирать информацию с мест, контролировать ситуацию.

Попутно хочу затронуть тему Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С одной стороны, ход ее реализации и достигнутые показатели нередко подвергаются критике, зачастую заслуженной. С другой стороны, Государственная программа не ограничивается оформлением и выдачей документов, ее задачи, куда входит трудоустройство, жилищное и социальное обустройство переселенцев, гораздо шире и по своему содержанию близки к области адаптации и интеграции. Ввиду несвойственности подобных функций МВД России целесообразно подумать о передаче и Государственной программы в ведение ФАДН. Кстати, сложностей с ее финансированием не будет, поскольку на нее средства в бюджет заложены.

При всей актуальности и остроте проблем внешней миграции не должны ускользать из поля зрения проблемы миграции внутренней. Миксация населения играет значительную роль в процессе упрочения российской гражданственности, укрепления национальной идентичности. Но в последние годы мобильность россиян резко сократилась, чему способствовали разрыв межрегиональных экономических связей, повышение тарифов на пассажирские перевозки, общее падение уровня жизни граждан. При этом одни части страны испытывают недостаток в трудовых ресурсах и нуждаются в их пополнении, как скажем, Дальний Восток, объявленный территорией приоритетного развития, а другие, как Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, испытывают избыток рабочей силы.

Можно сколько угодно вкладывать в развитие экономики и промышленности трудонедостаточных регионов, привлекать туда инвестиции, предоставлять льготы предпринимателям, но все это бесполезно без пополнения трудового потенциала. На предприятиях просто некому будет работать. А главным условием привлечения работников является создание комфортных условий для труда и проживания, социальной инфраструктуры, системы образования, здравоохранения и досуга, без чего они не решатся на переезд, даже если его им оплатить.

Ответственность за обеспечение нормальной жизни лежит, в первую очередь, на муниципальной и региональной власти, но надлежащая координация действий между ними и федеральной властью, к сожалению, не отлажена. Добиться согласованности усилий необходимо, причем по всем направлениям - политическому, экономическому, социальному. Таким образом, миграция неотделима от государственного развития в целом, и решать ее задачи нужно в комплексе со всеми прочими.