Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Федеральные органы исполнительной власти о деятельности в сфере миграции и социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов


10 сентября 2013 года

Федеральная миграционная служба

Концепцией государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. (далее – Концепция), определены основные задачи деятельности органов государственной власти в области адаптации и интеграции иностранных мигрантов в Российской Федерации.

Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации признаны создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности.

Основной поток мигрантов, в настоящее время, прибывает из стран постсоветского пространства, с которыми Российской Федерацией установлен безвизовый режим. Наибольшее количество мигрантов – молодые люди, не владеющие русским языком на должном уровне и не имеющие востребованной на российском рынке труда специальности.

В связи с этим на законодательном уровне с 1 декабря 2012 года введено требование владения русским языком для иностранных граждан, пребывающих в безвизовом порядке и осуществляющих трудовую деятельность в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового обслуживания.

Распространение требования владения русским языком на все категории иностранных граждан, за исключением высококвалифицированных специалистов, планируется с 2015 года. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №602 «Об обеспечении межнационального согласия» Государственной Думой 10 апреля 2013 года проект соответствующего федерального закона №161211-6 принят в первом чтении.

В целях стимулирования создания национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями инфраструктуры, обеспечивающей адаптацию и интеграцию иностранных граждан, а также во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2013 г. №ДК-П44-3713 ФМС России принимает участие в работе над проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части определения нового вида деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, связанной с адаптацией и интеграцией мигрантов (2 сентября 2013 года Минрегионом России внесен в Правительство Российской Федерации).

ФМС России, в рамках реализации Концепции, приступила к реализации «пилотного» проекта по созданию Центров социальной адаптации трудовых мигрантов в г. Оренбург и г. Тамбов. «Пилотный» проект ориентирован на работу с законными трудовыми мигрантами 20-30 лет, которые выражают готовность к интеграции в российское общество. Основная цель «пилотного» проекта состоит в выработке системы селективного отбора иностранных граждан, стремящихся к интеграции в российский социум.

В качестве критерия оценки степени интегрированности трудящегося мигранта используется бальная система, учитывающая его активность в общественной жизни Центра, трудовую дисциплину и поведение в быту, а также успеваемость по учебным дисциплинам (русский язык, история России, основы законодательства Российской Федерации), набор которых определен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия». Мигранты, успешно усвоившие программу социальной адаптации, могут претендовать на более высокооплачиваемую работу или на получение разрешения на временное проживание. Предполагается, что мигранты будут проживать в Центре на возмездной основе. Успешная реализация «пилотного» проекта позволит разработать действенную систему противодействия формированию замкнутых этнических анклавов мигрантов.

С 2010 года Федеральная миграционная служба осуществляет деятельность в области содействия адаптации и интеграции иностранных мигрантов на территории Российской Федерации. Во всех территориальных органах Службы созданы рабочие группы по обеспечению деятельности подразделений в области содействия адаптации и интеграции мигрантов. Особое внимание работе на данном направлении уделяется взаимодействию с общественными организациями (национальными, религиозными, правозащитными и т.п.).

В настоящее время территориальными органами Службы налажено взаимодействий с 1302 национальными общественными объединениями. Только за шесть месяцев 2013 г. сотрудниками территориальных органов Службы проведено 1828 встреч с их представителями. Территориальными органами ФМС России представители национальных объединений и землячеств привлекаются к разработке специальных справочников и учебных пособий для мигрантов. При участии территориальных органов Службы разработаны и изданы 56 памяток для мигрантов по вопросам миграционного законодательства, 5 учебных пособий и краткий словарь с наиболее употребляемыми словами и выражениями (на киргизском, таджикском и узбекском языках). В 65 регионах страны представители национальных общественных объединений (диаспор) входят в состав общественно-консультативных советов при управлениях и отделах ФМС России.

Кроме того, в настоящее время на территории страны действуют 284 курса по изучению русского языка иностранными гражданами, 98 из них, открытые при содействии территориальных органов ФМС России, работают на безвозмездной основе.

Также важным представляется обучение мигрантов русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации непосредственно в странах происхождения. В соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №1226-р, в 2013-2015 годах Россотрудничеством, совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, будут осуществляться меры по разработке и реализации рекомендаций по организации на базе Российских центров науки и культуры в ряде государств-участников СНГ центров обучения русскому языку потенциальных трудовых мигрантов.

В 2011-2013 годах Служба совместно с фондом «Русский мир» реализовала «пилотные» проекты по обучению русскому языку потенциальных трудовых мигрантов на базе профессиональных учебных заведений в г. Ош (Кыргызская Республика) и г. Душанбе (Республика Таджикистан). Обучение русскому языку проводилось в рамках освоения рабочих специальностей.

В целях расширения участия национальных общественных объединений в работе в сфере адаптации и интеграции мигрантов Федеральной миграционной службой разработаны Основные направления сотрудничества миграционных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере взаимодействия с национальными объединениями по оказанию содействия социокультурной адаптации мигрантов к условиям стран приема, которые были утверждены на заседании Координационного совета государств-членов ОДКБ представителями Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана 13 июня 2012 года.

В соответствии с Программой разработки в 2011-2013 годах проектов модельных законодательных актов, рекомендаций, концепций и проведения международных конференций, инициированных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для сближения и гармонизации законодательства государств-участников СНГ, ФМС России принимает участие в разработке Рекомендаций по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в том числе через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, участие в местном самоуправлении. В настоящее время проект рекомендаций находится на согласовании в государствах-участниках СНГ.

Минтрудсоцразвития Российской Федерации

О мерах по стимулированию региональных и муниципальных органов власти и работодателей для создания рабочих мест в трудоизбыточных регионах страны.

В целях улучшения ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. №1307 «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Кроме того, указанным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрена реализация в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда (республиках Северного Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском и Забайкальском краях, Курганской области), дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в том числе содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. №2411-р о распределении в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на реализацию вышеуказанных мероприятий в федеральном бюджете предусмотрено 1890,8 млн.рублей в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе 282,2 млн.рублей на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.

В рамках указанных мероприятий предполагается создание более 23 тыс. постоянных рабочих мест, в том числе – 8,8 тыс.рабочих мест для безработных граждан. На дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, трудоустроены 3654 безработных гражданина или 42% от запланированной численности участников мероприятия.

Об обеспечении потребностей российской экономики и рынка труда, решении задач демографической политики путем воздействия на миграционные процессы, включая меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные регионы и создания рабочих мест в трудоизбыточных регионах.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) с 1 января 2012 года установлены государственные гарантии материальной поддержки граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке безработными и членов их семей при переезде или переселении в другую местность с целью трудоустройства.

В соответствии со статьей 7.1-1 Закона содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости с 1 января 2012 года отнесено к собственным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 22.1. Закона предусматривает, что содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), а также содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), осуществляется органами службы занятости субъектов Российской Федерации.

Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая: оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя; суточные расходы за время следования к месту работы и обратно; оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.

Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая: оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства; суточные расходы за время следования к новому месту жительства; единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения (далее – единовременное пособие).

В соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 Закона размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По данным, имеющимся в Минтруде России, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости приняты в 80 субъектах Российской Федерации.

Анализ реализации нового механизма государственной поддержки безработных граждан при переезде на работу в другую местность показывает его эффективность. В рамках ранее действующих правовых актов Правительства Российской Федерации за 2011 год в целях трудоустройства переехало около 2,0 тыс.человек.

Численность граждан, переехавших для трудоустройства в другую местность в рамках указанного механизма, в 2012 году превысила 10 тыс.человек. По состоянию на 1 июля 2013 года численность указанной категории граждан составила 5,3 тыс.человек (что на 18,5% больше, чем за аналогичный период 2012 года). Численность жителей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, переехавших для трудоустройства в другую местность составила 3,7 тыс.человек (или 70,4% от общей численности указанной категории граждан).

Президентом Российской Федерации от 8 июня 2012 г. №Пр-1490 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. №1502-р утвержден План мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (далее – план мероприятий).

Пунктом 15 плана мероприятий предусмотрена выработка предложений по совершенствованию механизма трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности, в том числе в целях обеспечения инвестиционных проектов кадрами требуемой квалификации.

В настоящее время в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в субъекты Российской Федерации направлено письмо о представлении в Минтруд России соответствующих предложений.

Совершенствование механизма трудоустройства граждан в другой местности позволит более эффективно стимулировать граждан к переезду в другую местность для трудоустройства, повысить уровень занятости населения, обеспечить потребности работодателей и экономики в рабочей силе.

Минобрнауки Российской Федерации.

 

Во исполнение пункта 17 Плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. №1502-р, Минобрнауки России разработан и направлен на утверждение в Правительство Российской Федерации план мероприятий по совершенствованию образовательной (учебной) миграции и академической мобильности, в том числе системы стажировок и стимулированию трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в районах Дальнего Востока и Сибири (Ливанов Д.В., письмо от 28 марта 2013 г. №МОН-П-1001).

В рамках реализации указанного плана предусмотрены мероприятия по содействию образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда.

В соответствии с часть 3 статьи 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Минобрнауки России разработало и внесло в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», предусматривающий увеличение квоты на обучение иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования до 15 тыс. человек в год (Ливанов Д.В., письмо от 28 июня 2013 г. №МОН-П-2414).

Минрегионразвития Российской Федерации.

Деятельность органов власти в субъектах Российской Федерации в сфере социокультурной адаптации и интеграции мигрантов осуществляется, в основном, по двум направлениям. Во-первых, это обустройство и содействие адаптации и дальнейшей интеграции соотечественников, переселяющихся на территории субъектов Российской Федерации в рамках реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма) и репатриантов. Во-вторых, это адаптация трудящихся-мигрантов и интеграция иммигрантов, переселяющихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

1.      Адаптация и интеграция участников Госпрограммы.

Создание социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий в субъектах Российской Федерации является необходимым условием, способствующим переезду в них на постоянное место жительства соотечественников в рамках Госпрограммы.

Социально-экономическая готовность субъектов Российской Федерации к приему, дальнейшему обустройству и интеграции участников Госпрограммы, а также членов их семей, является необходимым условием согласования федеральными органами исполнительной власти проектов региональных программ переселения.

По состоянию на 2 сентября 2013 г. Правительством Российской Федерации согласованы 40 региональных программ переселения, из которых 13 уже утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

1/. Алтайского края (до 2016 г. планируется принять 2.730 чел.),

2/. Амурской области (до 2018 г. планируется принять 1.700 чел.),

3/. Калужской области (до 2016 г. планируется принять 16.910 чел.),

4/. Красноярского края (до 2021 г. планируется принять 6.811 чел.),

5/.Курганской области (до 2021 г. планируется принять  1.480 чел.)

6/. Пензенской области (до 2016 г. планируется принять 1.335 чел.)

7/. Псковской области (до 2016 г. планируется принять 1.425 чел.)

8/. Республики Мордовия (до 2016 г. планируется принять 990 чел.)

9/. Смоленской области (до 2019 г. планируется принять 1.248 чел.)

10/. Воронежской области (до 2016 г. планируется принять 6.000 чел.)

11/. Костромской области (до 2019 г. планируется принять 1.980 чел.)

12/. Новосибирской области (до 2020 г. планируется принять 13.440 чел.)

13/. Саратовской области (до 2016 г. планируется принять 7.500 чел.).

Начался прием соотечественников-переселенцев в указанные регионы.

Остальные 27 одобренных Правительством Российской Федерации региональных программ переселения готовятся к утверждению органами государственной власти Российской Федерации:

1/. Республики Бурятия (до 2016 г.планируется принять 300 чел.)

2/. Республики Карелия (до 2019 г.планируется принять 1.820 чел.)

3/. Республики Марий Эл (до 2021 г.планируется принять 1.200 чел.)

4/. Забайкальского края (до 2021 г.планируется принять 1.797 чел.)

5/. Камчатского края (до 2018 г.планируется принять 1.450 чел.)

6/. Хабаровского края (до 2021 г.планируется принять 1.680 чел.)

7/. Ямало-Ненецкого автономного округа (до 2019 г.планируется принять 990 чел.)

8/. Архангельской области (до 2016 г.планируется принять 450 чел.)

9/. Волгоградской области (до 2016 г.планируется принять 2.250 чел.)

10/. Иркутской области (до 2016 г.планируется принять 900 чел.)

11/. Калининградской области (до 2018 г.планируется принять 16.500 чел.)

12/. Кемеровской области (до 2016 г.планируется принять 3.325 чел.)

13/. Курской области (до 2022 г.планируется принять 6.090 чел.)

14/. Липецкой области (до 2021 г.планируется принять 52.020 чел.)

15/. Мурманской области (до 2016 г.планируется принять 420 чел.)

16/. Нижегородской области (до 2017 г.планируется принять 1.640 чел.)

17/. Новгородской области (до 2015 г.планируется принять 1.200 чел.)

18/. Омской области (до 2018 г.планируется принять 6.800 чел.)

19/. Сахалинской области (до 2021 г.планируется принять 7.500 чел.)

20/. Свердловской области (до 2021 г.планируется принять 17.100 чел.)

21/. Тамбовской области (до 2021 г.планируется принять 700 чел.)

22/. Тверской области (до 2021 г.планируется принять 1.200 чел.)

23/. Тульской области (до 2017 г.планируется принять 9.125 чел.)

24/. Тюменской области (до 2021 г.планируется принять 1.680 чел.)

25/. Челябинской области (до 2016 г.планируется принять 1.350 чел.)

26/. Еврейской автономной области (до 2018 г.планируется принять 2.220 чел.)

27/. Ханты-Манскийского автономного округа – Югры.

Региональными программами переселения предусмотрена оценка готовности территорий вселения к приему участников Госпрограммы и членов их семей (в соответствии с Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2570-р, а также Методическими рекомендациями по разработке проекта региональной программы переселения, утвержденными приказом Минрегиона России от 1 февраля 2013 г. №33).

В частности, все проекты региональных программ переселения содержат: информацию о возможности трудоустройства соотечественников-переселенцев (включая занятие предпринимательством); оценку возможности получения профессионального образования (в т.ч. послевузовского и дополнительного); оценку возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства.

Такие региональные программы переселения отражают социальные, финансово-экономические и прочие факторы риска, в т.ч. анализ безработицы, жилищной необустроенности участников Госпрограммы, несоответствия реальной квалификации переселенца заявленной в анкете (заявлении) и т.д.

Соответствие субъекта Российской Федерации указанным критериям, а также готовность территорий вселения к приему участников Госпрограммы и членов их семей является обязательным условием согласования Правительством Российской Федерации и утверждения проектов региональных программ переселения.

Все региональные программы переселения предусматривают несколько видов трудоустройства соотечественников-переселенцев: на предварительно согласованные рабочие места, на существующие вакантные места на рынке труда, самостоятельное трудоустройство (в т.ч. предпринимательскую деятельность). Помощь в трудоустройстве, в том числе с получением служебного жилья, а также помощь в повышении квалификации и профессиональном переобучении активно оказывают отделения государственной службы занятости, в т.ч. привлекая будущих работодателей. Перечень справочной информации, в т.ч. о реализуемых в регионе инвестиционных проектах, а также актуальные вакансии размещаются на сайтах региональных отделений государственной службы занятости.

Региональными программами предполагается участие переселенцев на общих основания с другими гражданами Российской Федерации в региональных и муниципальных программах, обеспечивающих трудоустройство.

Жилищное обустройство участников Госпрограммы и членов их семей, как правило, проводится на общих основаниях с другими гражданами Российской Федерации. Тем не менее, уполномоченные органы по реализации Госпрограммы оказывают содействие переселенцам во временном жилищном обустройстве, которое включает в себя поиск арендного жилья на вторичном рынке, предоставление мест в общежитиях и гостиницах, расселение в центры временного размещения и т.д.

На этапе постоянного размещения предполагается содействие жилищному обустройству переселенцев в рамках действующих региональных целевых программ, направленных на государственную поддержку различным категориям граждан, в частности, содействие обеспечению жильем молодых семей, ветеранов, инвалидов, а также содействие приобретению жилья на вторичном рынке, в т.ч. предоставление социальных выплат по займам на улучшение жилищных условий, возможность ипотечного кредитования.

Кроме того, региональными программами переселения предусмотрены единовременные денежные выплаты в различном объеме на обустройство участникам Госпрограммы и членам их семей.

2.      Региональные программы адаптации и интеграции «соотечественников» и «репатриантов» (в терминологии субъектов Российской Федерации).

Некоторые субъекты Российской Федерации осуществляют содействие адаптации и интеграции «репатриантов», не являющихся участниками Госпрограммы. Так, Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 августа 1998 года №238 учреждено казенное учреждение Республики Адыгея «Центр адаптации репатриантов», который занимается оказанием морально-психологической помощи «репатриантам», адаптации к новым условиям жизни на исторической Родине, что включает;

а/. содействие участию «репатриантов» в общественных и культурных мероприятиях, включая проведение праздничных и творческих вечеров;

б/.  распространение информационно-справочных материалов, аудио- и видеопродукции и программ культурного и образовательного характера;

ж/. предоставление консультаций по правовым, экономическим, бытовым и иным вопросам;

з/. содействие в поддержании связей «репатриантов» с родственниками в Адыгее.

Кроме того, на территории Республики Адыгея зарегистрированы 4 общественные организации, работающие с «соотечественниками»: общественное движение «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» Республики Адыгея; Общественный фонд помощи репатриантам Республики Адыгея; общественная организация «Дом адаптации репатриантов»; Адыгейский республиканский фонд помощи молодежи.

После осложнения внутриполитической ситуации в Сирийской Арабской Республике Общественный фонд помощи репатриантам Республики Адыгея организовал работу по сбору финансовых средств, за счет которых оказывается помощь социально незащищенным семьям «репатриантов» для оплаты аренды жилья, студентам из Сирии, обучающимся в вузах Адыгеи.

В Кабардино-Балкарской Республике (далее – КБР) приняты: Закон от 16 мая 2012 года № 32-Р3 «О государственной политике КБР в отношении соотечественников за рубежом»; постановление Правительства КБР от 21 апреля 2012 года №89-1111 «О мерах по сохранению и развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и адаптации репатриантов на 2012-2015 годы», включающее Положение о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантов, ее состав, а также Комплексный план мероприятий по сохранению и развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, содействию в адаптации репатриантов на 2012-2015 годы; распоряжение Правительства КБР от 6 июля 2012 года № 338-рп «Об образовании межведомственного координационного штаба при Правительстве Кабардино-Балканской Республики по вопросам, связанным с прибытием в Кабардино-Балкарскую Республику соотечественников из Сирийской Арабской Республики».

С начала 2012 года по данным субъекта Российской Федерации в КБР приехало более 700 «соотечественников» из Сирии (в том числе 111 граждан Российской Федерации). На текущий период в республике находится около 652 граждан Сирии, намеренных остаться на постоянное место жительства в Кабардино-Балкарской Республике. В числе прибывших из Сирии 102 ребенка до 18 лет. Национальный состав: черкесы, балкарцы, чеченцы, дагестанцы, осетины и русские.

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации получили 248 человек, из которых 5 уже получили вид на жительство в Российской Федерации.

После открытия квот для КБР заявление на получение РВП в 2013 году подали уже 203 человека (без учета детей), вида на жительство – 100 человек, свидетельство о признании беженцем получили – 26 человек.

В Сирию с начала году отправлено более 813 приглашений на приезд в Российскую Федерацию.

Размещение «репатриантов» осуществляется при помощи сбора благотворительных средств (приобретено 16 домов).

Распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18 октября 2012 года № 458 создана Комиссия по координации работы по поддержке соотечественников, прибывших в Карачаево-Черкесскую Республику из-за рубежа, во главе с заместителем Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

В состав Комиссии вошли руководители министерств и ведомств, отдела Федеральной миграционной службы по Карачаево-Черкесской Республике, все главы администраций городов и районов, руководители общественных национальных организаций Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 марта 2013 года № 85-р «О Регламенте Комиссии по координации работы по поддержке соотечественников, прибывших в Карачаево-Черкесскую Республику из-за рубежа она является координирующим центром, объединяющим деятельность соответствующих органов на территории республики, в компетенцию которой входит решение всех вопросов приема и обустройства переселенцев.

В 2012 году с иностранными гражданами, прибывшими из зон конфликта в Сирии, работали соответствующие республиканские органы исполнительной власти, в тесном контакте с общественным движением «Адыгэ Хасэ» Карачаево-Черкесской Республики. Например, по представленному поименному списку, организовано бесплатное прохождение всех процедур медицинского обследования. Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики издало приказ от 10 декабря 2012 года №183 «О создании консультационного пункта на базе РБУ «Центр социального обслуживания населения» для социальной и психологической адаптации соотечественников», наметило, при наличии вида на жительство у переселенцев, меры по организации социальной поддержки, других социальных услуг, городские округа и муниципальные районы провели мониторинг неиспользуемых зданий, жилых помещений, домов, земельных участков, квартир, подлежащих продаже, аренде в городах и районах Карачаево-Черкесской Республики.

Республика Татарстан проводит большую работу по поддержке татар за рубежом. В республике наработан опыт работы Координационного Совета по делам соотечественников. Действует Соглашение о взаимодействии между Россотрудничеством и Республикой Татарстан.

Активную работу с татарскими диаспорами проводит Всемирный конгресс татар. Кроме того, в 2014 году в Казани пройдет Всемирный молодежный форум российских соотечественников, проживающих за рубежом.

Работа с соотечественниками – одно из приоритетных направлений международной деятельности Правительства Москвы. Город Москва является активным участником реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом и инициатором ряда проектов поддержки соотечественников. Правовую основу работы с соотечественниками определяет Закон города Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы». Для реализации этой деятельности осуществляется координация с Администрацией Президента, со всеми уполномоченными федеральными структурами, МИД России и Россотрудничеством.

Правительство Москвы взаимодействует с международными организациями соотечественников: Всемирным координационным советом российских соотечественников, координационными советами соотечественников, Международным советом российских соотечественников, Международной ассоциацией молодежных организаций российских соотечественников, Международным педагогическим обществом. Правительство Москвы оказывает помощь более чем 140 организациям соотечественников из 53 стран мира. Работа по добровольному переселению соотечественников также организована на базе Домов Москвы. Особенно активно эта работа проводится в Севастополе, Риге, Минске, Ереване и других зарубежных городах. При решении задач по модернизации России, Правительство Москвы ведет поиск путей для привлечения потенциала и ресурсов соотечественников к более активному участию в экономической жизни столицы.

В целях оказания содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию в г. Москве реализуется «План мероприятий города Москвы по оказанию содействия добровольному переселению в регионы Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы» от 17.12.2012. Планом предусмотрено оказание содействия созданию экономических и социальных условий в регионах России для переселения соотечественников, адресная экстренная социальная и медицинская помощь участникам Госпрограммы переселения и членам их семей в период транзитного следования через город Москвы на территорию вселения, взаимодействие со службами занятости населения регионов ЦФО в целях замещения вакантных рабочих мест, предназначенных для иностранных работников, в том числе участниками Госпрограммы, взаимодействие с общественными объединениями соотечественников в субъектах Российской Федерации, реализующих региональные программы, в рамках межрегионального сотрудничества и другое.

3.      Программы и центры адаптации и интеграции мигрантов.

В регионах России работа по содействию адаптации и интеграции мигрантов в субъектах Российской Федерации осуществляется в тесной взаимосвязи с общественными и религиозными организациями, землячествами, представляющими интересы различных этнических и религиозных групп, в том числе входящими в состав консультативных структур при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в сотрудничестве с управлениями Федеральной миграционной службы.

Кроме того, задействуются существующие в городах России дома дружбы и дома национальностей, музеи и другие площадки.

Действовавшее ранее в рамках Ассамблеи народов Татарстана Республиканское агентство занятости и правовой помощи иммигрантам в настоящее время перешло на новых этап своего развития. В стадии внедрения находится проект создания «Республиканского центра адаптации и трудоустройства для мигрантов» в статусе некоммерческой организации. Планируется, что его реализация окажет содействие в формировании инфраструктуры, призванной упорядочить республиканский рынок иностранной рабочей силы и купировать риски дестабилизации социального и межнационального пространства; выработке рекомендаций в сфере трудовой миграции для всех субъектов миграционного процесса; гармонизации взаимоотношений мигрантов с принимающим сообществом, а также поддержание политической, экономической и социальной стабильности общества; совершенствованию информационной базы для принятия управленческих решений в сфере миграционной политики.

В 2012 году завершила работу Программа «Республика Татарстан: страна открытых дверей», реализуемая Ассамблеей народов Татарстана и Республиканским ООО «Агентство занятости мигрантов».

В настоящее время Дом Дружбы народов Татарстана в Казани и Дом Дружбы народов «Родник» г. Набережные Челны являются основными ресурсными центрами Ассамблеи народов Татарстана. В рамках Ассамблеи реализуется программа социально-культурной адаптации мигрантов.

В ряде субъектов Российской Федерации идет работа по организации многофункциональных культурно-образовательных интеграционных центров для мигрантов. ФМС России открыт первый цент социальной адаптации мигрантов в гг. Тамбове и Оренбурге. В Москве в декабре 2012 года общественными объединениями, в том числе Федерацией мигрантов России открыт многофункциональный цент адаптации мигрантов.

В 2013 года на территории Ярославской области официально зарегистрирована и действует Ярославская региональная общественная организация «Центр адаптации мигрантов стран СНГ», которая принимает участие в разработке предложений к законодательным и иным нормативно-правовым актам, затрагивающим права мигрантов, путем подачи своих замечаний и предложений в соответствующие органы власти; оказывает методическую, консультационную, юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям в рамках их правового просвещения.

С целью социальной адаптации мигрантов и содействию гражданам в переезде, трудоустройстве и жилищном обустройстве в сельской местности Пензенской области создан в Пензенской области «Центр трудовой миграции».

В Псковской областной научной библиотеке работает юридический центр правовой защиты иностранных граждан, услуги центра бесплатные. В 2013 году планируется провести ряд обучающих семинаров и выпуск брошюры «Правовые основы трудовых мигрантов» для распространения через лидеров национальных диаспор, а также через территориальные подразделения УФМС России по Псковской области.

Во многих субъектах Российской Федерации открываются городские (муниципальные) центры социальной и культурной адаптации мигрантов.

Например, на территории республики Карелия с 2007 года функционируют центры социально-культурной адаптации мигрантов в городах Петрозаводске, Кондопоге, Сортавале, Олонце. В 2008-2010 годах подобные центры появились в городах Костомукше и Пудоже; в 2013 году в городах Сегеже, Беломорске, Медвежьегорске. В настоящее время на территории Республики Карелия действуют 9 таких центров. Все центры функционируют на базе библиотек. Главная задача центров – выработка рекомендаций мигрантам по адаптации к новым социальным условиям, культуре Карелии, обычаям, бытовой культуре общения, разработка и внедрение эффективных механизмов интеграции мигрантов в принимающее общество. В настоящее время муниципальные центры социально-культурной адаптации мигрантов предоставляют юридические и культурологические услуги, проводят различные семинары и «круглые столы». В республике подготовлены и изданы методические рекомендации для работников центров социально-культурной адаптации мигрантов, памятки для мигрантов и работодателей, информационно-справочный сборник «Живем и работаем в Карелии».

В ряде субъектов Российской Федерации при управлениях федеральной миграционной службы создаются специальные группы по линии содействия интеграции мигрантов с участием общественных советов (Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Саха-Якутия, Владимирская область и др.).

На базе научных и образовательных центров создаются центры тестирования иностранных граждан на знание русского языка и обучение русскому языку, реализуются просветительские занятия для трудовых мигрантов (Сыктывкарский государственные университет, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», Дальневосточный Федеральный Университет, Государственный университет имени Александра Григорьевича и Никлая Григорьевича Столетовых, Псковский государственный университет, Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова и др.).

В Республике Коми при участии представителей национально-культурных объединений и автономий ведется распространение справочника под названием «Республика Коми территория мира и согласия». В справочнике освещены некоторые моменты законодательства Российской Федерации, порядок получения разрешительных документов, контактная информация подразделений УФМС, национально-культурных автономий, информация о Республике Коми, а также ряда муниципальных образований.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводятся специальные общественные мероприятия, направленные на адаптацию и интеграцию мигрантов. В Ставропольском крае организована работа по реализации социальных проектов «Адаптация» и «Диалог», которые преследуют своей основной целью широкое привлечение возможностей национально-культурных общественных и религиозных организаций, действующих в Ставропольском крае с целью социальной и культурной адаптации мигрантов и принимающего сообщества. В рамках указанных социальных проектов регулярно организуется проведение «круглых столов», тренинг-семинаров, оказывается поддержка национально-культурным объединениям в проведении мероприятий, издается литература, проводятся социологические исследования, осуществляется работа со СМИ по вопросам гармонизации межнациональных отношений и укрепления общероссийской гражданской идентичности в Ставропольском крае.

Действенной практикой в ряде субъектов Российской Федерации является подписание соглашений между органами исполнительной власти, общественными структурами, образовательными учреждениями и религиозными организациями, направленных на осуществление мер по адаптации, интеграции и информационной поддержке иностранным гражданам и лицам без гражданства. В рамках подобных соглашений проводятся адаптационные курсы для мигрантов. В программу курсов включены занятия по русскому языку, культуре, религии, о традициях и обычаях русского народа, толерантности, основах миграционного, административного и уголовного законодательства Российской Федерации (Приморский край, Владимирская область, Москва, Московская область, Кемеровская область и др.).

С целью адаптации детей мигрантов внедряется опыт проведения «Школ адаптации». Так, проект «Школа адаптации» с 1 сентября 2011 года реализуется в 12 общеобразовательных учреждениях муниципалитетов Ханты-Мансийского округа – Югры, в которых наибольшее количество детей-мигрантов (гг. Лангепас, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Радужный Югорск, Нижневартовский и Сургутский районы). Учащиеся через речевую деятельность, восприятие речи овладевают русским языком. Во всех школах организовано психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов, особое внимание уделяется детям, которые плохо владеют русским языком.

На базе Дома народов Урала работает рабочая группа Консультативного совета по делам национальностей Свердловской области по направлению: «Содейсвие оптимальной интеграции в местное сообщество этнических диаспор, формирующихся в рамках современных миграционных процессов». Открыт информационно-методический Центр по гармонизации межнациональных отношений в Свердловской области.

В июле 2013 года в г. Екатеринбурге открыта юридическая приемная для соотечественников и мигрантов. Одной из важных задач своей деятельности руководители и члены национально-культурных объединений и автономий Свердловской области считают создание таких правовых организационных, социально-экономических и информационных условий для приезжающих, чтобы максимально облегчить их быстрое включение в трудовые и социальные связи.

4.      Содействие трудоустройству через стимулирование внутренней мобильности населения.

 В соответствии со статьей 22.1. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 30.11.2011) органы службы занятости предоставляют государственную услугу по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Так, в рамках Госпрограммы Приморского края «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07 декабря 2012 года №384-па, безработным гражданам и членам их семей при переселении в Приморский край на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению органов службы занятости предоставляется социальная выплата, включающая:

- компенсацию оплаты стоимости проезда безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства (за исключением случаев, когда переезд осуществляется за счет средств работодателя);

- компенсация провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства (весом до 500 килограммов) железнодорожным, водным и автомобильным транспортом – в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов, багажа железнодорожным транспортом. При отсутствии указанных видов транспорта компенсируются расходы по провозу имущества воздушным транспортом от ближайшей к новому месту жительства железнодорожной станции или от ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в данное время;

- суточные расходы за время следования к новому месту жительства в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути;

- единовременное пособие на каждого члена семьи в размере полуторакратной величины минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента (1530 рублей).

Порядком, принятым в Кемеровской области, предусматривается оказание финансовой поддержки при переселении граждан из одного муниципального образования в другое, а также при переселении в область из другого региона, в виде единовременного пособия в размере 20 тыс. рублей главе семьи и по 5 тыс.руб. каждому члену семьи и компенсации затрат по проезду всей семьи к новому месту жительства и по провозу личного имущества.

В случае временного трудоустройства в другой местности по направлению службы занятости компенсируются затраты по стоимости проезда до места работы и обратно, суточных и проживания на период работы.

В текущем году на финансирование государственной услуги по содействию безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства в текущем году предусмотрено в областном бюджете 2,5 млн.рублей.

Анализ информации по реализации политики в области социальной и культурной адаптации и интеграции в субъектах Российской Федерации продемонстрировал ряд наметившихся общих тенденций, а также выявил проблемы, свойственные большинству субъектов Российской Федерации.

Растущий миграционный потом иноэтничных мигрантов в российские регионы требует реализации единой государственной политики, направленной, во-первых, на адаптацию временных трудовых мигрантов и иностранных студентов, во-вторых, интеграцию переселенцев, прибывших в Россию на постоянное место жительства, а также мигрантов из регионов с отличающимися культурными и религиозными практиками.

Реализации такой политики на местах препятствует ряд факторов:

1.      Отсутствие федерального уполномоченного органа, ответственного за выработку и реализацию политики в сфере адаптации и интеграции как международных, так и внутренних мигрантов (возможно, должно быть два уполномоченных органа исполнительной власти – применительно к работе с внутренними и внешними мигрантами), а также целевого финансирования данной сферы. При этом следует отметить, что работе с иноэтничными мигрантами из других регионов России существенное внимание не уделяется, эффективные практики отсутствуют.

2.      Отсутствие в действующем российском законодательстве сформировавшейся для регулирования миграционных процессов терминологии, в частности, юридических понятий «миграция», «иммиграция», «мигрант», «адаптация мигрантов», « интеграция мигрантов» и пр.

3.      Отсутствие понятной гражданам Российской Федерации стратегии и логики привлечения иностранных трудовых ресурсов, а также напряженность в случае «миграционного давления» из других субъектов Российской Федерации, прежде всего, северокавказских республик, испытывающих проблемы с безработицей.

В целом, несмотря на то, что можно выделить ряд примеров с положительными региональными практиками и наработками, в большинстве субъектов Российской Федерации вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов уделяется недостаточное внимание.

В основном, данная работа осуществляется в рамках государственной национальной политики, в том числе посредством проведения культурно-массовых мероприятий, осуществления образовательных проектов, оказании консультационных услуг. В ряде регионов активно и эффективно задействованы общественные и религиозные организации, землячества и диаспоры. Данный подход доказывает свою эффективность во многих субъектах Российской Федерации, однако для его дальнейшего совершенствования деятельность общественных организаций по социальной и культурной адаптации и интеграции необходимо отнести к социально ориентированной. В этих целях Минрегионом России подготовлены соответствующие поправки в Федеральный закон от 12 января 2013 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и внесены в Правительство Российской Федерации 2 сентября 2013 г.