
Фонд науки и образования

Ассамблея народов России

Департамент национальной политики г. Москвы

Общественная палата РФ

Московский дом национальностей

Федерация мигрантов России

Международный альянс «Трудовая миграция»

России необходимо создавать адаптационные базы для трудовых мигрантов. Об этом заявил член ОП Асламбек Паскачев на круглом столе, посвященном созданию культурно-адаптационных центров для выходцев из стран СНГ. Паскачев привел данные из официальной статистики ФМС. По информации ведомства, приток мигрантов за минувшие полгода резко вырос — больше 10 млн человек.
«В мире есть немало стран, которые активно привлекают мигрантов. При этом они создают качественные условия для работы и жизни. ?ностранные рабочие стремятся попасть туда в первую очередь. К нам приезжают уже по остаточному принципу. Это неверный путь. Мы должны думать о будущем, поскольку экономика страны растет, и нам нужны высококвалифицированные работники из других государств. Для этого нужно создать полную инфраструктуру: ставить людей на налоговый учет, на учет ФМС, обеспечить медицинское обследование, страхование. Необходимо задуматься над созданием адаптационных центров», — заявил он.
По мнению Паскачева, адаптационные центры актуальны, прежде всего, для Москвы и Санкт-Петербурга.
«При этом важно понять, кто и как будет финансировать эти центры. Президент РФ поручил проработать этот вопрос членам Совета по межнациональным отношениям. Также важно решить проблему с легализацией работников, поскольку защищать права нелегальных мигрантов довольно сложно», — заявил член ОП.
Проректор ?нститута стран СНГ Назиржон Абдулганиев подчеркнул, что лагеря для мигрантов появляются сегодня не только в России, но и в странах ЕС.
«Подобные лагеря открыты в ?талии, Греции. Власти Европы внимательно следят за правами человека, но, тем не менее, такие вещи там имеют место. Возможно, это натолкнет Евросоюз на какие-то законодательные инициативы», — считает эксперт.
Председатель Центрального Совета Всероссийского конгресса узбеков, узбекистанцев (ВКУУ) ?брагим Худайбердиев представил проект адаптационного центра.
«Проект позволит решить проблемы трудовых мигрантов их потомков, которые не могут адаптироваться в российском обществе. Отмечу, что 70% трудовых мигрантов — выходцы из Узбекистана. Культурно-адаптационные центры при ВКУУ станет центром притяжения не только узбеков, но и выходцев из других стран. Сотрудники центра помогли бы решить вопрос с временной регистрацией, медицинским свидетельством, получением первой помощи, оформлением документов. Также там можно создать кадровое агентство, которое владело бы базой работодателей, имеющих разрешение на использование иностранной рабочей силы», — сообщил глава ВКУУ.
По итогам мероприятия член ОП Асламбек Паскачев предложил все замечания внести в резолюцию, сообщает пресс-служба Общественной палаты.
«Трибуна Общественной палаты» спросила экспертов и общественников, нужны ли по их мнению центры культурной адаптации для мигрантов, и какими другими способами можно интегрировать мигрантов в российское общество?
Александр Песков, пародист, актер:
- Проблема миграции вообще находится на устах у людей в нашей стране. Я сам гастролирую по всей стране, по дальнему и ближнему зарубежью, и, конечно, не могу пройти мимо этой проблемы. Я вообще «за мир, за дружбу». Проблема миграции существует очень большая – мы все смотрим телевизор, мы узнаем, что есть какие-то предприятия, где работают в ужасных условиях люди, нелегально находящиеся в стране. На это очень жалко смотреть.
Я надеюсь, что все, что мы попытались изложить в резолюции по итогам сегодняшнего заседания в Общественной палате дойдет «наверх», т.к. там предлагается решение конкретных проблем нашего общества. Я, честно сказать, с интересом выслушал все мнения, с чем-то я согласился, с чем-то бы поспорил, но сам текст резолюции выглядит крайне достойно.
Владимир Хомерики, председатель Координационного Совета Мигрантских сообществ и организаций России, президент Конгресса национальных объединений России:
- Создание центров адаптации – это один из механизмов, который способствует внедрению мигрантов и улучшению ситуации, он более приемлем для населения России. Мы обсуждали сегодня создание таких адаптационных центров, но я бы их даже назвал скорее центрами поддержки мигрантов, где им оказывают какие-то консультационные услуги, например, помогают собирать документы, помогают получать справки, чтобы мигрант не бегал по различным организациям, не подвергся побору аферистов.
Большие центры адаптации строятся для тех мигрантов, кто приезжает в Россию на постоянное или длительное проживание. Для трудовых мигрантов, наверное, нужны другие центры – им не до адаптации, они приехали с целью трудиться здесь. Для того, чтобы трудовые мигранты могли эффективно трудиться в России, они должны быть подготовлены на местах. Страны исхода должны заботиться о том, чтобы мигрант, выезжающий в Россию знал язык, знал основы российской истории и культуры, знал правила поведения в общественных местах и т.д. Для трудовых мигрантов могут быть какие-то небольшие центры, которые оказывали бы эти услуги на местах, но в этом случае финансовые затраты не должны ложиться на российскую сторону – эти центры должны быть или хозрасчетные, или содержаться за счет работодателей, или страны исхода, или общественные организаций, желающих оказать содействие.
В целом, безусловно, нужно мигрантов адаптировать. Например, если человек приезжает в Россию на год работать и он только начинает изучать русский язык, основы поведения, основы истории – это уже поздновато, он должен был ехать подготовленным.
Асламбек Паскачев, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, председатель Президиума Общероссийского общественного движения "Российский конгресс народов Кавказа":
- Проблемы, связанные с миграцией рассматриваются в Общественной палате не впервые. Мы как общественники доносили эти проблемы и до премьер-министра России, и до президента. Более того, как мы доложили о дискуссии Путину, у президента родилось поручение создать адаптационные центры. В октябре на заседании совета при президенте, который будет проводиться в Оренбурге, мы там как раз смотреть один из адаптационных центров для мигрантов. Этот центр находиться в Оренбурге.
Сейчас мы вырабатываем типовые подходы к адаптационным центрам – естественно центры разные, допустим для Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья это одни центры, для городов-милионников – это другие центры, для городов поменьше это третьи центры. Центры должны учитывать особенности того или иного региона, они разного содержания, формы и функционала. Допустим, для Москвы не создашь один центр, их должно быть несколько, может быть на базе каких-то существующих структур. Учитывая сложившуюся дискуссию о правовых основаниях, на примере палаточного лагеря для нелегальных мигрантов в Гольяново, мы сразу продумываем правовую основу для создания центров адаптации легальных мигрантов, чтобы не возникало никаких вопросов. Кроме того, мы ведем дискуссию о создании единого органа, который бы контролировал центры, может быть какого-то федерального ведомства, т.к. сейчас полномочия разделены между многими министерствами и ведомствами – ФМС, Минрегион и т.д.
Сегодня наши слушания в Общественной палате весьма ценны именно тем, что приехали люди из регионов, они говорили о конкретных проблемах, о конкретных вещах, с которыми сталкиваются в регионе ежедневно. Сегодняшние слушания предложила провести Общероссийская общественная организация «Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев», узбеки составляют чуть ли не третью часть мигрантов России. Мы рассматривали общие проблемы диаспор и конкретно проблемы узбекской диаспоры, это крайне ценно.
Источник: По материалам пресс-службы Общественной палаты и "Трибуны Общественной палаты"