Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Мигрантам запретят работать на государственных строительных объектах
19 сентября 2013 г., 12:30

Иностранным рабочим на российском рынке труда будет труднее найти свое место. Более 250 тысяч мигрантов в ближайшее время могут потерять работу в так называемых депрессивных регионах России, на их место правительство предлагает взять местных жителей, рассказала журналистам вице-премьер Ольга Голодец.

По ее словам, федеральная программа "Новая занятость" предусматривает предоставление льгот для работодателей, обеспечивающих рабочими местами жителей депрессивных муниципалитетов. Предполагается, что таким образом четверть миллиона иностранных работников будут заменены россиянами. На все это планируется потратить 45 миллиардов рублей.

Кроме того, мигрантам могут запретить работать на государственных стройках. В рамках комплекса мероприятий по защите рынка труда в условиях снижения темпов экономического роста возможно введение запрета на наем иностранной рабочей силы для госзаказчиков строительных объектов, уточнила Ольга Голодец.

Тем временем эксперты считают, что существующая система привлечения мигрантов давно не отражает реалии. "В России трудится гораздо больше мигрантов, чем из года в год предусматривается квотами. В этом можно убедиться, не только гуляя по улице, но и анализируя, как растут объемы денежных переводов в другие страны, преимущественно ближнего зарубежья, - заявил ранее "Российской газете" руководитель фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин. - Но если квоты практически не меняются, получается, что огромная армия мигрантов трудится нелегально и не платит налогов".

Эксперт добавляет, что квоты на первых порах нужно было бы увеличить, одновременно снизив стоимость оформления разрешения на работу, чтобы ликвидировать "серый" рынок труда. А в перспективе сделать детальный анализ, сколько и каких именно специалистов не хватает и будет не хватать экономике, чтобы с учетом этих потребностей готовить местные кадры.

Между тем, по мнению руководителя Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фаруха Мирзоева, введение в России запрета на труд мигрантов при строительстве государственных объектов накалит межнациональную обстановку в стране и приведет к срыву сроков стратегических объектов.

"На большинстве строек в России по госконтракту задействован труд мигрантов. Так, например, трудовые мигранты активно участвовали в строительстве олимпийских объектов в Сочи, - подчеркнул Мирзоев в беседе с корр. ИТАР-ТАСС. - Мы не понимаем, почему мигрант, который легально трудоустроен на территории России, должен быть ущемлен в своих правах. Мы выступаем против этой законодательной инициативы. Это приведет к срыву сроков сдачи объектов государственного строительства, а также накалит межнациональную обстановку в стране".

Он отметил, что ввести ограничения для мигрантов строит только на стройках ОПК или "закрытых объектов", таких, как строительство четвертого энергоблока на Белоярской атомной станции, расположенной в городе Заречный Свердловской области.

"На таких объектах, действительно, труд иностранцев лучше не использовать. Но есть в России и масса других строек, которые выполняются в рамках госконтракта. Например, строительство жилья. И здесь не пускать легальных трудовых мигрантов нельзя", - подчеркнул Мирзоев.

По мнению эксперта Юрия Крупнова, замена гражданами РФ мигрантов на рабочих местах в некоторых регионах не будет иметь разрушительных последствий для экономики и социальной сферы страны. Решить проблему иностранной рабочей силы в России может евразийская интеграция и строительство предприятий в странах Центральной Азии, считает эксперт Юрий Крупнов

О плюсах и минусах разработанной правительством программы рассказал "Голосу России" председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

- Каково ваше отношение к программе "Новая занятость"? Как вам идея замещать приезжих россиянами из депрессивных районов?

- Сама идея, как и программа, мне чрезвычайно нравится и представляется серьезным, положительны сдвигом в работе правительства и в целом регулирующих органов по отношению к проблеме миграции. Другое дело, что это недостаточная мера, но в целом это очень правильное направление.

- Насколько осуществима эта программа?

- Первый момент. Эксперты говорили, что россияне очень избалованы и привыкли жить слишком комфортно. Но надо понимать, что, к сожалению или к счастью, нефтяное благополучие заканчивается. Необходимо забыть про эту избалованность - никто не может сказать, что будет завтра. Рабочие места должны быть прежде всего для коренного населения.

Второй момент. Должны существовать нормы, которые работают на представителя коренного населения, на гражданина Российской Федерации. Во всем мире это именно так. Приведу хрестоматийный пример. В Японии на одну и ту же работу можно нанять либо японца, либо иностранца, который приехал подработать. Но нанимать иностранца будет в два раза невыгоднее, чем местного жителя. Во всем мире существует подобное регулирование, и оно правильно.

Наконец, третий момент. Мы все время исходим из упадочного состояния наших отраслей. Мы привыкли считать, что строительство, уборка дворов - это работа, которая не меняется 100-200 лет. На самом деле, надо повышать технологичность этих производств - готовить квалифицированных работников, максимально механизировать даже работу дворников, как это происходит во всем мире и даже было в Советском Союзе.

Давайте исходить из того, что мы должны индустриализовать страну, поднимать требования к квалифицированности труда и к профессионализму и поддерживать граждан Российской Федерации.

- Здесь очень важен вопрос контроля. Кто будет следить за работодателями, которые, наверное, предпочитают более дешевую рабочую силу на стройках?

- Вы очень точно сформулировали вопрос, поскольку начинают конфликтовать две совершенно разные позиции. Одна направлена на развитие страны и на рост качества жизни и профессионализма коренного населения. Другая - на максимальное выжимание пота и прибыли неважно из кого.

В этом смысле одни заинтересованы в экономике развития, а другие - в "рабской" экономике. Мы не должны играть в пользу рабской экономики. Мы должны идти медленно, понятными шагами, но обязательно - в сторону экономики высоких технологических укладов, направленных на занятость коренных жителей Российской Федерации.

- И еще один важный вопрос. Предполагается, что без работы останутся 250 тысяч мигрантов. Какая судьба ждет их? Об этом в программе ничего не говорится.

- С учетом того, что даже по последним официальным заявлениям, на территории РФ одновременно находятся минимум 11 миллионов мигрантов (а по ряду оценок - до 15 миллионов), то 250 тысяч - абсолютно несущественная величина. Безусловно, когда начнут возникать проблемы, они легко закроются стандартными методами того образа жизни, который сегодня есть у мигрантов. Не будет никакой гуманитарной катастрофы. Надо относиться к этому спокойно и не пугать последствиями.

- Вы думаете, можно сделать даже еще больше?

- Конечно. Но надо подходить комплексно. Я считаю, что слово "мигранты" мы эксплуатируем и забываем, что это наши братские народы соседних бывших советских республик. Мы все еще представители одной, советско-русско-российско-евразийской, цивилизации, и нам нужно это сохранять.

Раз мы строим Евразийский союз, восстанавливаем нашу новую большую страну, мы должны и к мигрантам относиться по-особенному - не так, чтобы они получали преимущества перед коренным населением, но мы должны думать о предприятиях и производственных комплексах в Средней Азии. Нужно смотреть на эту проблему широко.

Эксперты, опрошенные «Росбалтом», скептически отнеслись к инициативе правительства. По оценке аналитика "Инвесткафе" Даниила Маркелова, отечественный строительный сектор не сможет обойтись без иностранной рабочей силы из-за общего недостатка кадров. "На данный момент на бирже труда до 30% заявок поступает от строительных компаний. Доля приезжих на стройке зачастую достигает 70%, однако число квалифицированных кадров составляет всего около 10%", — отметил он.

Пока не понятно, как будет контролироваться соблюдение ограничений на найм иностранцев, поскольку существующая практика позволяет с легкостью обойти эту норму. Это можно сделать, например, путем привлечения суб-суб-субподрядчиков, полагает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. "Известно, что многие контракты выигрываются бумажными фирмами, которые передают их исполнение другим компаниям. Неизвестно, будут ли при этом действовать ограничения", — отметил он.

Для того, чтобы закон исполнялся, правительству придется контролировать каждый объект и регулярно проводить инспекции. "Использование коренного населения обойдется дороже — хотя бы из-за необходимости соблюдать трудовое законодательство. Российские граждане не согласятся жить в скотских условиях", — отметил Воронин. По его словам, вопреки распространенному мнению, значительное число тендеров проходит в острой конкурентной борьбе, что приводит к заметному снижению цен. И одним из способов "вписываться" в бюджет является экономия на рабочей силе. Если использование иностранных рабочих будет невозможно, то и цена работ возрастет.

По оценке управляющего директора HeadHunter Михаила Жукова, в России нет внутренних трудовых ресурсов, способных работать с такой же эффективностью и за такую же зарплату, как гастарбайтеры. По его оценке, сейчас более половины всех рабочих в сфере строительства — иностранцы. "Тут не надо быть аналитиком, достаточно просто пройтись по городу. Среди инженеров и высококвалифицированного персонала их, конечно же, в разы меньше", — отметил Жуков. По его мнению, с контролем за исполнением правительственной инициативы будут серьезные проблемы — создание "компаний-прокладок" просто не позволит отследить, кто в действительности работает на объекте.

Дефицит рабочей силы в строительстве — давняя проблема. В 70-х годах прошлого века она решалась за счет "лимита" — набора рабочих в других городах и сельской местности. В 90-х появились турецкие рабочие, сейчас их заменили рабочие из Средней Азии", отмечает Воронин. Современные технологии позволяют использовать низкоквалифицированную рабсилу. Рабочие высокой квалификации будут обходиться дороже, но при этом далеко не всегда обеспечат улучшение качества или повышение скорости строительства. "Возможно, начав с некоторых "гособъектов", ситуацию можно будет как-то выправить. Не стоит забывать, что еще недавно государственные объекты — такие, как Дом Правительства (Белый дом) — реконструировали иностранные (турецкие) компании", — отметил он.

Правительство пытается "изобрести велосипед" и в очередной раз продемонстрировать активность, поскольку "движок" российской экономики глохнет все чаще и вот-вот остановится. В мировой практике уже опробована масса способов ограничения труда иностранцев — от прямого запрета до создания всяческих преград при найме на работу. Например, в Японии иностранный работник не может получать заработную плату ниже среднего дохода японца. Это практически полностью исключает возможность легального найма дешевой рабочей силы в ущерб интересам местного населения, но не закрывает ворота перед действительно ценными специалистами, труд которых стоит дорого.

В России же сложилась странная ситуация. При огромных резервах собственных трудовых ресурсов, образовавшихся после развала ряда отраслей промышленности и закрытия огромного количества малых предприятий из-за ошибочного решения по налогам, страну наводнили мигранты из стран бывшего СССР, которые, кстати, проникают уже не только в традиционные "хлебные" места, вроде Москвы и Петербурга, но и, скажем, в республики Северного Кавказа, жители которых тоже традиционно тянутся в мегаполисы. С одной стороны, населению крупных городов это сильно упростило жизнь, поскольку теперь можно нанять мигрантов из Средней Азии, которые за относительно небольшую плату "вспашут" огород или вынесут строительный мусор при ремонте квартиры. Их труд настолько дешев, что нередко предпринимателям легче нанять бригаду мигрантов с лопатами, чтобы выкопать траншею для прокладки коммуникаций, чем арендовать экскаватор.

С другой стороны, более удачливые мигранты или те, у кого в России есть связи, уже вытеснили коренных жителей практически со всех низовых должностей, занимая постепенно места дворников, чернорабочих, строителей, продавцов, мерчендайзеров и кассиров. "У нас до сих пор огромное количество рабочих приписано к полумертвым и совсем мертвым предприятиям. Если наконец-то мы перестанем болтать о модернизации и начнем ей заниматься, то освободится огромное количество людей", — полагает президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.

Дешевая рабочая сила выгодна бизнесу, и пока это так, предприниматели будут искать способы обойти любые запреты. Кстати, недавно бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил провести амнистию для нелегальных мигрантов. Против этого выступил глава ФМС России Константин Ромодановский. Он сообщил, что еще в 2010 году были введены патенты, которые предоставили возможность работать у физического лица, благодаря чему из "тени" вышли более 3 млн человек. "Однозначно могу сказать, что амнистии быть не может для тех, кто с непонятными целями слоняется по нашим улицам и нарушает наши правила. Более того, по новому законодательству, мы им закрываем въезд", — отметил чиновник.

Ту же проблему в эфире "Вестей ФМ" обсудили с директором программ Международного альянса "Трудовая миграция" Сергеем Болдыревым.

"Вести ФМ": Сергей Иванович, насколько, вообще, правильная инициатива, на ваш взгляд?

Болдырев: Вы знаете, у нас в последнее время, касательно мигрантов, очень много инициатив. Тут их хотят выгнать из торговли, из транспорта, поэтому инициатива - это конечно хорошо, но надо всё-таки применять вот эти инициативы к реальности.

"Вести ФМ": Но вот, видите, говорят о реальности, что надо защищать рынок труда. В условиях снижения темпов экономического роста. Это вот наша реальность.

Болдырев: Безусловно. Конечно, это нужно делать и нужно делать всегда, а не применительно к какой-то кампании.

"Вести ФМ": Хорошо, возникает другой вопрос, насколько эта инициатива реализуема, учитывая количество нелегальных, в частности, мигрантов в нашей стране? И легальных.

Болдырев: Вы знаете, реализуемо всё. Понимаете, технически можно всё сделать. И, вы знаете, были такие инициативы - установить визовой въезд с государствами СНГ. Ну, в принципе можно сделать это всё, кто нам запрещает. У нас государство суверенное, мы можем всё предпринять. Что касается строительства, вы знаете, почему такая ситуация возникла. Поскольку у нас перестали готовить нормальных специалистов в строительстве, ПТУ у нас свернули, систему профессионально-технического обучения, соответственно, зарплаты не ахти какие, и большое содержание ручного труда - ручного, неквалифицированного, понимаете. Я не говорю про специалистов...

"Вести ФМ": Вы хотите сказать, нам не кем будет заменять тех мигрантов, которых уберут со строек?

Болдырев: Я боюсь, что возникнет та же ситуация, что с Мосгортрансом. Понимаете, у нас говорят, давайте мы наберём в ближайшем Подмосковье водителей и заменим мигрантов в Москве на этих водителей. Но эта инициатива была еще озвучена в своё время Лужковым, лет 6-7 назад. До сих пор ничего не изменилось. Я боюсь, что такая же ситуация будет и в строительстве. Да - мигрантов можно выгнать. Но понимаете, если бы там стояли очереди из наших граждан, готовых занять эти места, которые сейчас мигранты занимают, а это, в основном, я говорил, неквалифицированная работа, ну, тогда да - я двумя руками "за". Почему бы нет.

 


Источник: http://www.rg.ru/2013/09/18/stroyki-site-anons.html, http://www.itar-tass.com/c95/882133.html, http://rus.ruvr.ru/2013_09_18/Esli-migrantam-zapretjat-rabotat-v-rjade-regionov-RF-gumanitarnoj-katastrofi-ne-budet-8890/, http://www.rosbalt.ru/business/2013/0