Платить налоги грамотно
13 ноября 2017 г., 22:42

10 ноября в Ростовском государственном экономическом университете (РГЭУ-РИНХ) прошло Межрегиональное совещание-семинар «Повышение налоговой грамотности  и налоговой культуры: современные тенденции и роль средств массовой информации», организованное редакцией журнала  «Налоговая политика и практика», ФНС России, УФНС России по Ростовской области, РГЭУ (РИНХ), Ассоциацией налоговых консультантов, Налоговым институтом РосНОУ, Южным университетом «ИУБиП». В нем приняли участие ведущие специалисты налоговой службы, представители  органов исполнительной власти Ростовской области и Южного Федерального округа, журналисты, сотрудники научных  и высших учебных учреждений. В роли модератора выступил главный редактор журнала  «Налоговая политика и практика», член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, директор АНО «Институт миграции и межнациональных отношений», доктор экономических наук, профессор Асламбек Боклуевич Паскачев.

Собравшиеся смогли обменяться опытом по взаимодействию налоговых органов и средств массовой информации в целях побуждения граждан к добровольному исполнению налоговых обязанностей, обсудили конструктивные формы и методы информирования налогоплательщиков о нововведениях в налоговом законодательстве. По общему мнению, уровень налоговой грамотности, прежде всего среди рядовых граждан, остается недостаточным, что влечет для них повышенные налоговые риски. В таких условиях большое значение имеет просветительская деятельность средств массовой информации, особенно электронных.

Первую панель дискуссий открыл главный редактор журнала «Налоговая политика и практика» А.Б. Паскачев. Он отметил, что вопросами формирования налоговой грамотности и налоговой культуры сегодня занимаются различные институты: учебные заведения, общественные и другие организации, — но только СМИ способны проводить «правовую профилактику»: информировать, давать разъяснения, предупреждать, формулировать проблемы, осуществлять обратную связь с гражданами. И среди них важное место занимают ведомственные издания — как «проводники» официальной позиции по наиболее проблемным вопросам.

- Деятельность СМИ, как субъекта формирования правовой культуры, носит созидательный характер, - заявил А.Б. Паскачев. – Они формируют общественное мнение и обеспечивают обратную связь путем анализа, апробирования, выявления проблемных моментов. Эта информация доводится до налоговиков, правительства, после чего принимаются решения, меняющие отдельные аспекты законодательства, инструментарий, методологию.

Уровень удовлетворенности жителей Ростовской области качеством услуг налоговых органов выше, чем среднероссийский, - 99%. Одновременно регион показывает хороший пример работы по повышению налоговой грамотности и культуры населения. В этом году обучение налоговой грамотности прошли 35 тысяч ростовских старшеклассников, причем занятия с ними проводили инспекторы регионального управления Федеральной налоговой службы на общественных началах.

Вместе с тем налоговая грамотность, с точки зрения начальника Управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Д.В.Вольвача, не является самоцелью, а лишь служит инструментом и показателем того, насколько высоко и эффективно собираются налоги в регионе. В связи с этим он представил подробные сведения о результатах работы по повышению качества и доступности государственных услуг для налогоплательщиков. Действительно, чтобы налоги можно было платить быстро, просто, удобно, сделано очень много: на сайте Службы функционирует 50 онлайн-сервисов; внедрена система управления очередью; ряд услуг, оказываемых налоговыми органами, теперь можно получить в МФЦ; создан единый колл-центр. Устранение барьеров при уплате налогов дает реальный вклад в наполнение бюджета, ведь основная масса поступлений формируется за счет добровольной уплаты налогов.

О том, как реализуется концепция налоговой грамотности и воспитания социально ответственного налогоплательщика в регионе, доложил руководитель УФНС России по Ростовской области Д.В. Фотинов. Большой интерес участников конференции вызвал опыт работы с дошкольниками, организация детской налоговой инспекции в «Кидбурге» — детском городе профессий. Также разработаны и реализуются программы повышения налоговой грамотности для школьников и студентов.

Для быстрого вхождения физических и юридических лиц в российское законодательное поле активно используют ресурсы взаимодействия со СМИ налоговые органы Республики Крым и города федерального значения Севастополя. По словам заместителя руководителя УФНС России по Республике Крым Р.Р. Алиева, активно задействованы не только печатные издания, но и радио, телевидение.

Свой вклад в развитие налогового просвещения вносят вузы. Этой теме были посвящены выступления А.У. Альбекова, ректора РГЭУ (РИНХ), и И.Г. Акперова, ректора Южного университета (ИУБиП)(оба вуза входят в число организаторов совещания-семинара). Главным является обеспечение налоговой компетентности — каждый должен не просто обладать налоговыми знаниями, но уметь применять их на практике.

Конечно, разговор оказался бы неполноценным без учета позиции бизнес-сообщества, которую изложили  уполномоченный по защите прав предпринимателей Ростовской области О.В. Дереза и заместитель председателя Ростовского регионального отделения «Опора России» В.Г. Халын.

Вторая панель охватывала вопросы налогового консультирования. Открывая дискуссию, В.Н. Засько вновь обратил внимание на низкий уровень налоговой грамотности, что по-прежнему остается проблемой также и бизнес-среды. Выражается это в отсутствии у большинства юридических лиц перспективного налогового планирования, применении агрессивных схем налоговой оптимизации, попытках использовать административные ресурсы во взаимоотношениях с налоговыми органами. Между тем лучший способ избежать неприятностей — правильно исчислить и уплатить налоги.

Профессиональное выступление заместителя начальника Контрольного управления ФНС России К.В. Новосёлова было призвано устранить пробелы, связанные с налогом на прибыль организаций. Кратко, но очень доходчиво он осветил изменения, произошедшие в законодательстве, которые необходимо учитывать при формировании налоговой базы по данному налогу в 2017 году, а также поправки, которые, как ожидается, вступят в силу с 2018 года.

Реформа в сфере ККТ волнует многих налогоплательщиков. Успех ее проведения, безусловно, зависит от подготовленности всех участников. И здесь, считает заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Ростовской области В.Н. Диденко, на первом плане стоит задача информирования налогоплательщиков и разъяснение им нового порядка применения ККТ. В этих целях проведено 764 семинара, прошло 397 сюжетов на телевидении, состоялось 1950 выходов в радиоэфир, роздано около 41 500 агитационных буклетов, направлено 891 210 писем налогоплательщикам, опубликовано свыше 1000 материалов в печатных СМИ и интернет-изданиях.

В рамках последней, третьей, панели были затронуты вопросы взаимодействия налоговых органов и СМИ. В дискуссии, организованной заместителем начальника Управления информационных технологий ФНС России Б.В. Беляковым, приняли участие заместитель начальника Управления информационной политики Правительства Ростовской области Е.В. Ткачёва, генеральный директор ГТРК «Дон-ТР» В.Т. Ковалев, главный редактор деловой газеты «Город N» С.Ю. Строителев.

Начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Волгоградской области А.В. Егоров поделился опытом выстраивания взаимоотношений со СМИ по созданию в общественном мнении негативного восприятия уклонения от уплаты налогов и страховых взносов. Ректор РГЭУ (РИНХ) А.У. Альбеков остановился на современных тенденциях практико-ориентированного образования в контексте повышения налоговой грамотности граждан. Он сообщил, что именно РГЭУ (РИНХ) одним из первых в стране разработал программу в области финансовой грамотности. За успехи в области финансового просвещения населения группа ученых вуза во главе с профессором Н.Г. Кузнецовым получила премию Правительства РФ в области образования.

Подводя итоги совещания-семинара, А.Б. Паскачев выразил благодарность  руководителям и начальникам отделов по работе с налогоплательщиками ряда региональных управлений за эффективное сотрудничество с журналом «Налоговая политика и практика» в сфере информационной поддержки налогоплательщиков, повышения налоговой грамотности и налоговой культуры.


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений