Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Мосты и преграды
30 ноября 2017 г., 10:29

IX международный научно-практический форум «Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией в условиях развития евразийского интеграционного проекта» собрал в здании МГИМО, где проходило заседание, ведущих ученых, экспертов и практических работников, представителей международных и общественных организаций, занимающихся вопросами исследования и регулирования миграции в России и зарубежных странах. В мероприятии приняли участие и выступили с трибуны директор АНО «Институт миграции и межнациональных отношений», член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа» профессор А.Б. Паскачев и первый заместитель директора АНО «Институт миграции и межнациональных отношений», член Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, профессор В.А. Волох.

В прозвучавших на форуме докладах, затем в дискуссиях на тематических секциях и круглых столах затрагивались наиболее острые вопросы в области миграции, - «жгучие», как выразился член-корреспондент РАН, руководитель Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, заведующий кафедрой демографической и миграционной политики МГИМО С.В. Рязанцев. Много говорилось о том, что достигнутая в ходе интеграции свобода перемещения на Евразийском пространстве не решает всех проблем.

- Следует признать, что в последнее время миграция все чаще выступает не только фактором интеграции, ни и дестабилизации, и это обстоятельство ни в коем случае нельзя не учитывать, - отметил в своем приветственном слове профессор А.Б. Паскачев. – Мы обсуждаем это на Совете Президенте РФ по межнациональным отношениям, на Комиссии Совета по миграционным вопросам. Свои выводы и предложения доводим до главы государства.

По словам главного научного сотрудника Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, профессора В.Г. Доброхлеб, «мост – это путь, то есть связь между народами и цивилизациями», однако на нем встречается немало преград. В связи с этим главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН Л.Л. Рыбаковский даже высказался за то, чтобы следующий подобный форум получил название «Демографические проблемы и миграционные мосты, которые позволяют их решить».

Впрочем, не одна демография сегодня тесно связана с миграцией. Профессор В.А. Волох напомнил коллегам о том, что в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве главных целей закреплены: обеспечение национальной безопасности, стабилизация и увеличение численности постоянного населения страны и содействие обеспечению потребности экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей. С этим правовым актом тесно связана Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

- Нет сомнений, что в России на данный момент есть миграционная политика, есть национальная политика и есть соответствующая правовая база, - заявил В.А. Волох. – Их можно критиковать, но отрицать факт их существования невозможно. Выстроена также система государственного управления в сфере миграции, хотя она и нуждается в совершенствовании. Так, функции управления сейчас переданы в МВД России, что не в полной мере соответствует характеру силового ведомства. Я имею в виду интеграцию мигрантов, госпрограмму поддержки добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, проблемы беженцев, внешнюю трудовую миграцию, внутреннюю миграцию, учебную миграцию. Очевидно, что нынешняя управленческая система нуждается в совершенствовании.  На МВД России могут быть дополнительно возложены соответствующие задачи, либо их решение будет передано другому органу, что по сути и происходит – заниматься интеграцией мигрантов фактически поручено Федеральному агентству по делам национальностей, готовится необходимое законодательное обоснование. Но, по-моему, оптимальный вариант  в этой ситуации – создание нового властного органа, где будут сосредоточены все миграционные вопросы. Потому что заниматься миграционной политикой нужно комплексно, а не делить ее на части, только тогда можно рассчитывать  на эффективность.

В рамках IX международного научно-практического форума «Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией в условиях развития евразийского интеграционного проекта» шла речь о создании единого рынка труда и образования, об объединяющей роли русского языка, информационном обеспечении миграционной политики, защите прав мигрантов. Рассматривались научные сообщения, посвященные миграционной ситуации в Евразийском экономическом союзе и потенциальных партнерах, опыту управления миграцией в зарубежных интеграционных группировках, миграции в контексте геополитических, социально-экономических и демографических трансформаций и т.д.

Миграция играет ключевую роль в процессе Евразийской интеграции, она выступает драйвером Евразийского единства. Такую точку зрения выражали все прибывшие на форум - делегаты 26 стран мира, и это несмотря на то, что в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят лишь пять государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия). Эта общая позиция стала залогом успеха состоявшегося обмена мнениями.


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений