Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Вопросы особого значения
02 декабря 2017 г., 13:38

Всероссийская научно – практическая конференция «Реализация государственной миграционной политики в контексте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.», организованная Комиссией по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Комитетом Госдумы по делам национальностей, Общественной палатой РФ, Федеральным агентством по делам национальностей и АНО «Институт миграции и межнациональных отношений», затронула наиболее актуальные вопросы регулирования миграционных процессов, в том числе проблему адаптации и интеграции иностранных граждан. В ней приняли участие представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы, МВД России, Федерального агентства по делам национальностей, ведущих научных институтов и высших учебных заведений, международных,  негосударственных и общественных организаций, национально-культурных автономий, специалисты и практики из регионов.

Ведущий заседание член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и председатель Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан, директор АНО «Институт миграции и межнациональных отношений», председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа» А.Б. Паскачев отметил, что конференция приурочена к пятилетию выхода «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.», утвержденной Указом Президента РФ № 1666 от 19 февраля 2012 года. В январе 2016 года закончился первый этап  реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом России 13 июня 2012 года. Поскольку два этих правовых акта неразрывно связаны между собой – они рассчитаны до одного срока и государственная миграционная политика реализуется в контексте стратегии национальной политики, - имеет смысл подвести общие промежуточные итоги, исходя из поставленных ими целей и задач.

За прошедшее время государством приняты значимые меры по предотвращению межнациональных и межконфессиональных разногласий, уровень ксенофобии в стране существенно снизился. Вместе с тем ожидают решения целый ряд важных вопросов:  совершенствование миграционного учета и порядка пребывания (проживания) иностранцев на территории России, легализация лиц с неурегулированным правовым статусом и не имеющих документов, удостоверяющих личность, регулирование трудовой миграции путем организованного набора иностранных работников в странах их исхода с домиграционной подготовкой, упрощение приема в гражданство тех, кто не может предоставить подтверждение выхода из иного гражданства, доступность получения разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности, повышение квалификации сотрудников МВД РФ, занятых в сфере миграции, и т.д.

- Все эти вопросы так или иначе соприкасаются с темой успешной социализации иностранных граждан, от чего зависит мирное и спокойное течение жизни, - подчеркнул А.Б. Паскачев. - Ведь доля мигрантов в составе населения России превышает 10 процентов, и это только по официальным данным. Потому мы призываем к скорейшему принятию закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», разработанного специальной рабочей группой при Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН).

По информации начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве ФАДН А.О. Булатова, в настоящий момент проект названного закона находится на согласовании в Правительстве РФ. Одновременно проходят согласование нормативно-правовые акты, предусматривающие возложение на ФАДН, кроме полномочий по адаптации и интеграции иностранных граждан, обязанности обеспечивать региональные и местные органы власти необходимыми методическими рекомендациями и корректировать их деятельность в этом направлении.

- Поставленные на конференции вопросы лежат в русле поручений Президента РФ и стоят на острие всей нашей работы, - подтвердила Т.В. Вагина,  руководитель Департамента по национальной политике Управления внутренней политики Администрации Президента РФ. – Однако нужно найти баланс между обеспечением национальной безопасности и потребностями экономики.

Схожую точку зрения высказал И.И. Гильмутдинов, председатель Комитета Госдумы по делам национальностей. По его словам, национальная безопасность и благополучие в российском обществе напрямую зависят от того, насколько поведение мигрантов соответствует обычаям и традициям местного населения, не вступает в ними в противоречие. В связи с этим особое значение приобретает адаптация и интеграция мигрантов. Сами они не слишком стремятся изучать российские реалии, несмотря на введение обязательного экзамена на знание русского языка, истории и законодательства России для трудовых мигрантов. Поэтому нужно больше привлекать к адаптационным мероприятиям работодателей, развивать оргнабор и домиграционную подготовку. Законодатель сообщил о недавней ратификации соглашения России с Узбекистаном об организованном наборе рабочей силы из этой республики и о планах заключения аналогичных соглашений с другими странами СНГ. При этом он предложил, в целях скорейшего согласования с финансистами проекта закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», распространить его действие на начальном этапе не по всей стране, а лишь в пилотных регионах, что сократит затраты.

С таким предложением согласился председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений И.Е. Дискин. Он также указал на проблему второго поколения мигрантов, которые нуждаются в интеграции больше, чем первое.

- Родители хорошо помнят, от чего они уехали и готовы мириться с неудобствами, - пояснил он. – А их дети и внуки, выросшие здесь, болезненно воспринимают неприязнь окружающих,  отсутствие социальных лифтов. На этой почве вызревают гроздья гнева и семена экстремизма. И тут широкое поле деятельности как для государственных органов, так и для институтов гражданского общества. Это наше общее дело.

Данная проблема была признана заслуживающей самого пристального внимания. А.Б. Паскачев и И.Е. Дискин договорились вынести ее на обсуждение совместного заседания Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России И.А. Хренков остановился в своем докладе на реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, участники которой нуждаются в поддержке и помощи в обустройстве. Первый заместитель председателя Общественной палаты Оренбургской области Н.П. Науменко в докладе «Основные проблемы российской миграционной политики» заявил о негативных последствиях упразднения ФМС России и передаче ее функций МВД России, поскольку и переселением зарубежных соотечественников, и трудовой миграцией, и адаптацией и интеграцией мигрантов должно заниматься не силовое ведомство, а орган, ориентированный на решение социально-экономических задач.

Руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН С.В. Рязанцев в докладе «Интеграционная миграция в контексте внешней миграционной политики» увязал адаптационно-интеграционную работу с трудовой миграцией. Исполнительный директор Международной молодежной общественной организации «Содружество» и Фонда содействия развитию культурного многообразия народов М.Х. Алиев выступил с докладом «Миграция молодежи на пространстве СНГ», где шла речь о трудностях, с которыми сталкиваются студенты из стран СНГ, стремящиеся закрепиться и остаться в России. Президент некоммерческого партнерства Международный альянс «Трудовая миграция» Н.В. Курдюмов посвятил свой доклад «Пути содействия развитию механизмов организованного набора иностранной рабочей силы к российским работодателям (оргнабор)» частным агентствам занятости – ЧАЗам, которые, по его уверению, способны стать полноценными операторами оргнабора, если для этого будет создана правовая база.

Представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в России В.А. Цюрко в докладе «Институт убежища в условиях современных миграционных вызовов» настаивал не забывать про адаптацию и интеграцию беженцев.  Эксперт по вопросам миграционного законодательства  Бюро Международной организации труда (МОМ) в Москве К.Д. Шевченко  сделал доклад «Законодательное регулирование и механизмы адаптации и интеграции мигрантов» и предложил рабочей группе по разработке закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» использовать результаты проведенного МОМ анализа мирового опыт в соответствующей области.

Повышенный интерес у участников конференции вызвало сообщение «Социальные инновации - возможности по адаптации мигрантов, интеграции в многонациональное общество» генерального директора АБНО «Новый век», члена Общественной палаты Республики Татарстан Л.А. Таишевой.  Она поделилась успешными практическими наработками по адаптации и интеграции мигрантов, которые уже намечено распространять в других регионах. Так, мобильное приложение, действующее на четырех языках, открывает обладателям смартфонов и других компьютерных устройств доступ к бесплатным услугам медиков, юристов, социальных работников. На вводных ориентировочных курсах, которые иностранцы могут пройти при получении патента, объясняют, как вести себя в той или иной ситуации. В низкопороговом центре для мигрантов можно бесплатно и анонимно проконсультироваться. В дальнейшем планируется наладить работу социального патронажа с выездами мультидисциплинарной бригады на место в сложных случаях.

Заключительное выступление руководителя Департамента по национальной политике Управления внутренней политики Администрации Президента РФ Т.В. Вагиной подвело своего рода черту под дискуссией вокруг будущего федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации». Она поблагодарила присутствующих за участие в конференции, но заметила, что самые лучшие научные разработки принесут достойный результат, лишь если будут воплощены в тщательно выверенные законодательные нормы.  Подготовленный законопроект  нуждается в доработке именно в свете выдвинутых на конференции замечаний и пожеланий. В частности, в нем нужно четко перечислить всех участников адаптационно-интеграционного процесса, включая работодателей, образовательные учреждения, добросовестно предоставляющие мигрантам услуги по подготовке и сдаче обязательного экзамена, ЧАЗы, если это целесообразно. 

В завершение А.Б. Паскачев поблагодарил всех участников заседания за активную работу, серьезные и содержательные доклады и предложил представить тексты и материалы выступлений организаторам мероприятия для последующей публикации и подготовки резолюции конференции.

 


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений