Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Дитя без глаза
15 февраля 2018 г., 14:49

Два года  назад была упразднена Федеральная миграционная служба, а ее полномочия переданы МВД России. Однако споры о целесообразности этого преобразования не стихают. Многие эксперты полагают, что правоохранители сравнительно успешно занимаются борьбой с криминалом, а также учетом и регистрацией иностранных рабочих, но немало вопросов в сфере миграции остаются вне их внимания. Это относится в первую очередь к такой важной проблеме, как адаптация и интеграция мигрантов. На портале «Спутник» в публикации «Интересы мигрантов под защитой чиновника: нужна ли в России новая ФМС» приведено мнение по этому поводу первого заместителя директора Института миграции и межнациональных отношения профессора ГУУ В.А. Волоха. 

Интересы мигрантов под защитой чиновника: нужна ли в России новая ФМС

Полиция успешно справляется с профилактикой криминала в мигрантской среде, но решать проблемы иностранцев в России и помогать им интегрироваться должно специальное ведомство, считают эксперты

ДУШАНБЕ, 14 фев — Sputnik, Рубен Гарсия. Если спросить представителей национальных диаспор Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана о ключевых проблемах сферы миграции, то в длинном списке на первых позициях будет коррупция и бюрократия, чересчур пристальное внимание со стороны силовиков и сложности с интеграцией в российское общество.

Многие эксперты, в том числе и экс-чиновники, говорят о том, что это связано с прекращением работы Федеральной миграционной службы (ФМС), функции которой передали полиции.

Так, по мнению, профессора Государственного университета управления, почетного работника ФМС Владимира Волоха, сегодня правоохранители сравнительно успешно занимаются борьбой с криминалом, а также учетом и регистрацией иностранных рабочих.

"Да, мы должны поблагодарить МВД за снижение числа преступлений, которые совершают иностранцы в России — это не более 2% в 2017 году. Но успокаиваться рано, так как нерешенных проблем все равно остается намного больше, чем позитивных результатов", — подчеркивает он.

Однако вопросы интеграции мигрантов вовсе остаются вне внимания правоохранителей, что неудивительно, учитывая специфику их работы.

"Наверное, ряд функций, которые раньше выполняло ФМС: контроль учебной и трудовой миграции, предоставление политического убежища, адаптация приезжих, учет демографии, — не свойственен силовому ведомству", — отмечает Волох.

В итоге получается, что иностранные рабочие воспринимают российских госслужащих — сотрудников МВД и миграционных центров, — куда они обращаются за документами, — в исключительно негативном свете.

Миграционные центры воспринимаются как символ бюрократии, многочисленных проверок и поборов, где реально никто не заинтересован в помощи мигрантам. А от полицейских вообще стараются держаться подальше, не слишком им доверяя — ну как задержат "до выяснения!"

Кроме того, вопросами миграции в той или иной степени занимаются 15 различных ведомств и министерств, где для взаимодействия с одной и той же категорией граждан — иностранными рабочими, — существуют сразу несколько методик, а полномочия чиновников дублируются, либо их, напротив, не хватает.

Получается, как в поговорке про 7 нянек и безглазое дитя: помочь мигрантам готовы все, но реально сделать это не может никто.

"Вот взять хотя бы работу вице-премьеров: вопросы миграции курирует один, межконфессиональной политикой занимается другой, национальными отношениями — третий", — пояснил Sputnik Таджикистан экс-министр по делам национальностей, доктор политических наук Владимир Зорин.

Разумной и "человечной" альтернативой в этой ситуации должно было стать создание в 2015 году Агентства по делам национальностей. Это ведомство должно было помочь иностранным гражданам стать частью российского общества и таким образом решить проблему ксенофобии с одной стороны, и купировать угрозу мигрантского радикализма — с другой.

"К сожалению, Агентство по делам национальностей не имеет права координировать действия органов исполнительной власти. И в этом смысле решение о создании ведомства оказалось половинчатым", — считает Владимир Зорин.

Решение проблемы он видит в том, чтобы передать Агентству функции реального министерства и возможность подключать к своей работе правоохранительные органы, работая бок о бок с Управлением по делам миграции при МВД.

То есть полиция продолжила бы работать строго по специальности — контролируя миграционные потоки и занимаясь профилактикой криминала, а чиновники, в свою очередь, — решали бы насущные проблемы мигрантов, помогая им лучше интегрироваться в чужой стране.

Однако для такого решения, вероятно, потребуется еще несколько лет экспертных консультаций и политическая воля российских властей.

Напомним, что, по данным МВД, Таджикистан вошел в топ-3 стран по числу выданных разрешений на временное проживание в России.

В 2017 году гражданам республики было выдано более 40 тысяч РВП. Лидером по этому показателю стала Украина, ее граждане получили 96 тысяч документов. На втором месте Казахстан, уроженцам которого выдали 45 тысяч РВП.

https://ru.sputnik-tj.com/analytics/20180214/1024750229/migranty-kontrol-chinovniki-fms-vlasti-policiya.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений