Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Омбудсмен для мигрантов
16 февраля 2018 г., 13:50

Выездное заседание в Узбекистане Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям скорее нужно назвать рабочей поездкой. Потому что продолжалось мероприятие с 11 по 14 февраля, за это время члены Комиссии проехали по территории республики, побывали в Самарканде и Ташкенте, посетили Самаркандский Центр предвыездной подготовки и отправки трудовых мигрантов в Российскую Федерацию, открытый осенью прошлого года при участии Правительства Санкт-Петербурга, посетили Центр профессионального обучения, организованный Министерством труда Республики Узбекистан совместно с Корейским агентством по международному сотрудничеству, провели множество официальных встреч и переговоров. Завершился этот напряженный и насыщенный визит итоговым заседанием Комиссии во главе с ее председателем А.Б. Паскачевым в присутствии представителей Россотрудничества и Посольства Российской Федерации в Узбекистане, экспертов и специалистов по трудовой миграции из Узбекистана и России, которое проходило в Ташкенте на базе Российского центра науки и культуры.

Главной темой проходивших во время поездки встреч и бесед была реализация Межправительственного соглашения о временной трудовой деятельности граждан Узбекистана в Российскую Федерацию, не так давно вступившего в силу. Документ направлен на упорядочение и совершенствование правового регулирования процессов перемещения рабочей силы, а также обеспечение защиты прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории России. Подробнее о пребывании российской делегации в Самарканде и Ташкенте мы рассказывали в новостных материалах «Миграционный центр в Самарканде» (http://migimo.ru/news/2299/) и «Встречи в Ташкенте» (http://migimo.ru/news/2300/).

Несмотря на то, что обмен впечатлениями и обсуждение увиденного между членами российской делегации происходили постоянно, заключительное заседание вызвало новый и горячий всплеск эмоций и идей. Не упуская из виду основную цель - обобщение практических наработок в области домиграционной подготовки трудовых мигрантов, анализ возникающих при этом проблем и подготовку предложений по их разрешению, - участники не могли не затронуть множество сопутствующих вопросов, от необходимости определения уполномоченного органа, владеющего миграционной проблематикой в полном объеме и координирующего действия других заинтересованных лиц, до создания профсоюза мигрантов и их кредитования. 

В отношении деятельности Центра предвыездной подготовки и отправки трудовых мигрантов в Российскую Федерацию члены Комиссии были единодушны – это начинание заслуживает безусловного одобрения, как и успешное сотрудничество правительства Республики Узбекистан и правительства Санкт-Петербурга. Отмечалось, что создание Центра является ощутимым вкладом в дело реализации Межправительственного соглашения о временной трудовой деятельности граждан Узбекистана в Российскую Федерацию. 

Вместе с тем Центр сталкивается с определенными сложностями при осуществлении оргнабора граждан Узбекистана для российских предприятий. Межправительственным соглашением предусматривается возможность комплексной подготовки граждан Узбекистана для временной работы в России еще на территории страны, включая медицинское освидетельствование, информирование граждан о возможности трудоустройства в Российской Федерации, согласование с работодателями кандидатов, а также проектов трудовых договоров, обучение по сдаче комплексного экзамена. Но каждое из указанных направлений ведет отдельное министерство или ведомство, а центрального координирующего органа нет. МВД России, которому после упразднения ФМС России были переданы ее функции, сосредоточено прежде всего на пресечении и выявлении преступлений, что правильно. Но из-за этого трудно бывает добиться принятия необходимых мер.

Данная проблема хорошо знакома экспертному сообществу, в последнее время она не раз поднималась на разных уровнях. Звучат призывы вернуться к самостоятельному федеральному миграционному органу, который бы аккумулировал разрозненные нити и связывал их в единый клубок. Пожелание образования такого органа не ушло на задний план и на заседании Комиссии. Но здесь, в Ташкенте, эта тема повернулась еще и иным образом – поступило предложение учредить уполномоченного по правам человека в области межнациональных отношений и миграции. Такой омбудсмен мог бы осуществлять мониторинг ситуации, анализировать и систематизировать факты, выдвигать инициативы, а самое главное – доносить все это до главы государства.

Компетентное мнение могут и готовы высказывать эксперты и общественники. Так и происходило во времена ФМС России, при которой существовал центральный Общественный совет и региональные общественные советы. К сожалению, сейчас в Общественном совете при МВД России нет ни одного профессионала в области миграции. В Комиссии уверены, что пора возвращаться к образованию профильных независимых экспертных площадок, восстанавливать экспертный потенциал, позиция которого воспринималась бы ответственными должностными лицами.

Власти должны услышать голос экспертов, правозащитников  в защиту прав и интересов трудящихся мигрантов. К проведению органбора иностранцев нужно активнее привлекать работодателей, большинство из которых пока что не видят в этом выгоды для себя – им следует разъяснять что требования законодательства несравнимо легче исполнять, нанимая иностранных работников цивилизованными методами. Нередко роль организаторов по привлечению иностранной рабочей силы в Россию берут на себя диаспоры, но действуют они далеко не всегда добросовестно, допускают нарушения закона. Исключить корыстных посредников из цепочки процедуры трудового найма поможет развитие эффективных механизмов и инструментов оргнабора.

Собирающимся в Россию иностранцам нужно знать русский язык, российские порядки и правила, и изучать их лучше заранее. Следовательно, нужно готовить больше российских учителей для работы в Узбекистане - и по русскому языку, и предметников, - они принесут в страну язык и культуру, расскажут о наших традициях. А ограничения на доступ узбекской молодежи в российские вузы надо минимизировать, убрав квоты и введя целевой набор, особенно по специальности преподаватель русского языка, полагают члены Комиссии.

Страхование выезжающих в Россию иностранных граждан следует вести не до границы, а до конкретного рабочего места. Мигранты плохо знакомы с особенностями российской системы налогообложения, неплохо их обучать также налоговой грамотности. Средств на все не хватает, и тут крепкой поддержкой станет единый портал, объединяющий все, что сделано Комиссией по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, содержащий необходимые материалы (лекции, учебные задания, презентации и пр.), позволяющий без ограничения проходить пробное тестирование. Кроме того, добавил А.Б. Паскачев, этот контент обязательно будет передан  Центру предвыездной подготовки и отправки трудовых мигрантов в Российскую Федерацию.

Система преадаптивной подготовки нуждается в развитии и совершенствовании. К примеру, предстоит сформулировать количественные критерии оценки эффективности адаптационных мероприятий, которые в идеале начинаются задолго до прибытия иностранца в Россию. В качестве возможных рассматриваются такие показатели, как доля легальных мигрантов в регионе, доля бюджетных доходов от поступивших от трудовых мигрантов налогов, соотношение общего  числа иностранцев и количества оформленных патентов и пр. Эти общие, с первого взгляда, вопросы имеют прямое отношение к преадаптивной подготовке и  организованному набору, подчеркивали выступавшие.

Узбекистан одно из самых «молодых» государств на постсоветском пространстве, да и в мире тоже. В ближайшие десять лет школы страны выпустят порядка 600 тыс. юношей и девушек. Место на национальном рынке труда найдет в лучшем случае половина. Дальнейший путь второй половины во многом  зависит от того, как будут складываться отношения между нашими странами. Причем речь идет не просто о том – поедут молодые люди в Россию или куда-то еще. Все гораздо серьезнее: за Россию они будут или против. Не понимать этого легкомысленно и преступно.

- В Самарканде создан хороший комплексный миграционный Центр, и его нужно как следует поставить на ноги, - сказал А.Б. Паскачев. – Это пилотный проект. Дальше на его примере, как мы надеемся, будет расширяться действие Межправительственного соглашения о временной трудовой деятельности граждан Узбекистана в Российской Федерации. Но сначала мы должны постараться снять все барьеры. В связи с этим надо понять, как двигаться вперед: достаточно ли того, что заложено в Соглашении, либо оно требует поправок, либо нужны дополнительно межведомственные соглашения, либо изменения в законодательство. Давайте подумаем, а затем будем готовить соответствующие предложения.

По результатам заседания Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям будут сформулированы рекомендации в адрес органов власти. А осенью намечено провести специальное расширенное заседание Комиссии, посвященное ходу реализации Межправительственного соглашения о временной трудовой деятельности граждан Узбекистана в Российскую Федерацию и общественному контролю за ним.

Фоторепортаж о поездке в Убекистан можно посмотреть на нашем сайте в разделе "Фотогалерея": http://migimo.ru/fotoreport/90/


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений