Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Дети «неместного происхождения»
05 сентября 2018 г., 12:40

Дети мигрантов и беженцев выпали из российской образовательной системы. Их родители жалуются на недопуск в школьные и дошкольные учреждения на основании неких документов, перечень которых в законе четко не обозначен. Такие тревожные сообщения появились в первые дни нового учебного года.

По подсчетам правозащитников, с отказами в приеме детей в детсады и школы столкнулись уже более сотни тысяч семей по всей  стране. Среди них немало и российских соотечественников, и беженцев, которые связывают свое будущее именно с Россией. Эксперты настаивают, что власти тем самым препятствуют интеграции и адаптации переселенцев. По их примерным подсчетам, свыше 25% детей школьного возраста среди мигрантов не получают образования.

Конституция РФ гарантирует право на образование любому человеку, находящемуся в России. Однако на деле приезжим постоянно отказывают в этом, да еще и на основании давно устаревших правил, у которых отсутствует какой-либо правовой статус. Администрации учебных учреждений устанавливают свои требования, к примеру, заставляют доказывать право на пребывание в РФ. Наиболее же частой причиной отказа  является отсутствие постоянной регистрации, хотя ст. 5 закона «Об образовании» говорит, что право на образование гарантируется независимо от места жительства человека. Более того, согласно ст. 78 этого же закона «иностранные граждане имеют равное с российскими гражданами право на образование».

Как указывают правозащитники, большинство приезжих семей платят налоги, как и россияне, и, следовательно, имеют такие же права на пользование госуслугами. А вот образовательные заведения не вправе подменять собой МВД России и проводить расследование в отношении миграционного статуса ребенка и его родителей.

Аналитик комитета «Гражданское содействие» Константин Троицкий пояснил: «Если говорить о садах, то у детей без регистрации доступа к ним нет вообще, а обладатели временной  регистрации и карточки постановки на миграционный учет записываются в огромные очереди, которые либо вообще не движутся, либо делают это в обратном направлении». По его словам, доступ детей в сады регулируется некими «временными правилами» от профильного федерального ведомства. Он назвал его «документом непонятного правового характера, который был составлен на основе формальных нарушений и откровенных недоразумений», и подчеркнул, что данный текст не сопровождается ведомственным приказом, хотя и должен. Кроме того, правила не прошли обязательной правовой и антикоррупционной экспертизы, что подтвердил уже и Минюст РФ. А еще документ не обновлялся с  2014 года, а потому  содержит «устаревшую неадекватную информацию». Примечательно, что и в Минюсте РФ не считают эти правила полноценным нормативно-правовым актом.

Получается, что нынешняя система набора детей регулируется непонятно каким документом. Зато в нем, например, устанавливается приоритет очередности – первыми места должны получать местные жители, а также многочисленные льготные категории, в числе которых дети госслужащих федеральных ведомств, а это, по мнению аналитика, является «дискриминирующим признаком».

В школах же, несмотря на постановления Минобрнауки РФ и разъяснения Верховного суда РФ, продолжают требовать от приезжих регистрацию. Чиновники ссылаются на приказ  № 32 Министерства образования и науки РФ, который из-за расплывчатых формулировок поставил доступ к школьному образованию в зависимость от наличия легального статуса.

Появились и новые сложности – постановку на миграционный учет теперь отказываются считать  регистрацией. «Раньше такой проблемы не было. Считалось, что мигручет и есть регистрация по месту пребывания», – напомнил представитель комитета «Гражданское содействие». Кроме того, администрации школ продолжают требовать принести справки по формам 3 или 8, которые по большому счету выдаются только российским гражданам. Заставлять собирать их иностранцев – это превышение полномочий, счиает эксперт.

«Все эти действия властей затрудняют интеграцию мигрантов, поскольку их дети, которые останутся жить в нашей стране, очень нуждаются именно в дошкольном образовании, чтобы адаптироваться к особенностям российской культуры. Как они будут жить без знаний?   Проблема эта не решается и, более того, усугубляется – растет поток людей, жалующихся на недоступность российского образования», – заключил Константин Троицкий.


Источник: По материалам "НГ"