Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Комитет по труду: почему так много мигрантов приезжает в Петербург
11 ноября 2013 г., 17:52

Губернатор Санкт-Петербурга в очередной раз обозначил свою позицию по поводу мигрантов в городе. На недавнем заседании промышленного совета градоначальник повторил свою идею создать в городе условия, при которых на место плохоговорящих по-русски выходцев из стран Средней Азии к нам вереницей потянулись бы рабочие из российской глубинки. Среди причин, которые заставят провинциалов отправить в столичный город, Г.Полтавченко обозначил, к примеру, решение жилищного вопроса: губернатор предложил бизнесменам, привлекающим на свои объекты мигрантов, строить общежития для российских рабочих.

В свою очередь, председатель комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко предложил начать работу с кадрового аудита всех инвестиционных проектов в городе, чтобы убедиться, сколько и каких рабочих Петербургу все-таки не хватает. В интервью РБК глава комитета рассказал, почему так много мигрантов приезжает в Петербург и можно ли заменить их на стройках и предприятиях города.

Дмитрий Семенович, с чем связана привлекательность Петербурга для трудовых мигрантов?

Главная предпосылка в том, что есть рабочие места, которые требуют неквалифицированного труда, в первую очередь, в строительстве и сфере ЖКХ. На сегодняшний день доминирующая технология в этих отраслях - низкоквалифицированный труд. И ключевая задача в борьбе как с нелегальной миграцией, так и с избыточным количеством легальных мигрантов, которые на самом деле работают на таких рабочих местах, которых не должно быть в Петербурге, состоит в том, чтобы создавать высококвалифицированные рабочие места, в том числе в этих секторах экономики. Вместо одного работника с машиной на уборке улиц сегодня работает 10 человек с метлами, а должно быть наоборот. Решать эту проблему тяжело, дорого, но реально. С проблемами миграции можно разобраться только путем регулирования спроса.

Разве водители снегоуборочных машин - сплошь петербуржцы? Пойдут ли жители города на такую работу?

Это зависит от многих факторов. Возьмем, например, водителей общественного транспорта. В "Горэлектротрансе" работает всего шесть не граждан России, это граждане Белоруссии. В "Пассажиравтотрансе" их уже чуть меньше 200 человек, а в "Третьем Парке" их 80%, в "Питеравто" тоже около 80%. При этом нормативы, по которым город оплачивает услуги общественной перевозки, одинаковые. Жадность играет свою роль. Люди хотят получать сверхприбыль и получают ее. Средняя заработная плата в "Пассажиравтотрансе" превышает 46 тысяч, а в "Питеравто" не дотягивает до 30 тысяч.

Есть целый комплекс факторов: уровень заработной платы, условия труда, качество техники, карьерные перспективы, обеспечение спецодеждой. Чтобы привлечь петербуржцев, нужно системное решение.

А у бизнеса есть стимул что-то менять? Например, строители жалуются, что у них и так падает прибыль из-за обязательств по созданию социнфраструктуры.

У меня, к сожалению, нет информации об уровне прибыльности нашего строительного бизнеса. Как правило, структура компании очень сложна, понять реальную прибыльность трудно. У условной компании Х есть еще подрядчики, субподрядчики, целая цепочка. Плюс еще аутстаффинговые фирмы, которые поставляют дешевую рабочую силу.

То, что город вправе делать и потихоньку уже делает для стимулирования бизнеса, - выставляет определенные требования к кадровым решениям. Здесь, естественно, должна быть дорога со встречным движением. Есть вероятность, что город будет помогать строить жилье для мигрантов.

Если говорить о квалифицированных рабочих, то промышленники и строители жалуются, что в Петербурге просто нет людей по целому ряду специальностей. Эти вакансии тоже замещаются мигрантами. В чем здесь проблема?

Это традиции нашего профессионального образования и менталитет. С этим работать очень трудно. Рабочие профессии трудно назвать очень престижными. А наши образовательные учреждения , за редким исключением, ориентированы на простые рабочие специальности, не требующие больших затрат на подготовку. И эти два фактора вкупе со слабой профориентацией и не самыми идеальными условиями труда приводят к такому результату. Нам нужна тонкая настройка, нужно пройтись и по рабочим местам, и по ментальности, и по профобразованию. Лобового решения нет.

Какие-то положительные изменения на рынке труда Вы сегодня наблюдаете?

Никаких радикальных новаций не происходит. Но могу сказать, что в 2012 году по сравнению с предыдущим годом, как минимум, число мигрантов стабилизировалось. Процент легализованных мигрантов вырос. Количество ручного труда постепенно начинает снижаться.

Один из моих знакомых сходил в сетевой торговый центр и с удивлением увидел, что там появилась залоговая цена за тележку. У покупателей появился стимул ставить тележку на место. А это значит, что больше не нужно порядка 70 человек на торговый центр для откатки тележек. И таких резервов очень много и в ЖКХ, и на стройке.

Другой пример: одно предприятие запросило квоту на 400 человек. Я у них спросил: вы проводили хронометраж, сколько времени люди идут до рабочего места, на обед, с обеда, обратно за территорию? Нет? Давайте посчитаем. Посчитали. Обдумали несколько небольших административных изменений. В результате после двух часов дискуссии заявка сократилась до 200 человек.

О каких "радикальных новациях" может идти речь?

В первую очередь, о системном подходе к кадровым вопросам. Есть проблемы жизненного цикла объекта, есть кадровое проектирование, профориентация, технологические форсайты. Сейчас эта работа только начинается. От кого из людей в области HR вы слышали словосочетание "технологический форсайт" или "полный жизненный цикл"? "Кадровое проектирование"? А от промышленников, от инвесторов? Пока мы все не начнем это понимать, проблему не решить точечными методами.

Читать полностью:http://top.rbc.ru/spb_sz/11/11/2013/887941.shtml


Источник: http://top.rbc.ru/spb_sz/11/11/2013/887941.shtml