Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Задачи подготовки кадров для регионов по актуальности сопоставимы с ликвидацией неграмотности в первые годы Советской власти.
27 декабря 2013 г., 23:36

Задачи подготовки национальных кадров для регионов по актуальности сопоставимы с ликвидацией неграмотности в первые годы Советской власти или с восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Такое мнение озвучил заместитель председателя Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной Палаты РФ Асламбек Паскачев в ходе круглого стола «Национальные кадры для регионов. Проблемы подготовки и скрытый потенциал», состоявшегося 27 декабря в Государственной полярной академии в Санкт-Петербурге.

По его словам, хотя за последние 20 с лишним лет на территории нашей страны и не было разрушительной войны, но были разрушения другого характера, которые привели ко многим отрицательным последствиям — к неблагоприятной экономической и демографической ситуации, духовно-нравственной и т.д. Все это отразилось и на качестве, на уровне подготовки кадров. После развала Советского Союза и в последующий период реформ произошел определенный перекос, девальвация знаний. Молодежь переориентировалась, точнее, сама ситуация переориентировала ее, на другие ценности.

Асламбек Паскачев отметил, что в первую очередь необходимо развивать Сибирь и Дальний Восток. Для этого нужны, в частности, четкое представление о балансе трудовых ресурсов и отлаженная система подготовки кадров, поскольку если не будет кадров, соответственно, не будет ничего другого.

Одновременно необходимо подумать о том, чтобы заселять эти трудонедостаточные регионы и создавать там рабочие места.

«Если Президент заявил, что мы 25 миллионов рабочих мест создадим, так под это же нужно соответственную работу проводить», - сказал он.

Говоря о роли образования в обществе, Асламбек Паскачев привел пример определенной корреляции между уровнем образования и интенсивностью боевых действий на Северном Кавказе, в частности, в Чечне.

«У меня были исследования не только по республике, по районам и селам, но и в целом по субъектам России, об уровне образования и т.д. И вот, анализируя ситуацию с военными действиями, в частности, в Чечне, я сделал неожиданный для себя вывод - казалось бы, объективный и можно было бы догадаться, но сам факт - самые ожесточенные бои происходили в тех населенных пунктах, где самый минимальный уровень образования. То есть при прочих равных условиях уровень образования — один из факторов, который судьбоносно влияет», - рассказал он.

Асламбек Паскачев напомнил, что вопросы подготовки национальных кадров для регионов в Советском Союзе были поставлены на широкую ногу. Многие представители национальной интеллигенции и квалифицированных специалистов старшего поколения получили образование именно по этому каналу. Для трудоизбыточных регионов, каковым является, в частности, Северный Кавказ, это исключительно важная компонента.

«В последнее время мы много говорим, что у нас мигрантов много, мешают жить и так далее и так далее. При всем том, все образованные люди понимают, что на сегодняшний день у нас не хватает людей. И то же время психологически около половины людей воспринимают отрицательно в первую очередь мигрантов внешних, а во вторую очередь и наших граждан России, которые приехали из других республик и регионов, в частности, Северного Кавказа. Ну вот Путин в своем послании очень четко сказал, какие причины и что с этим делать”, - сказал Асламбек Паскачев.

Он обратил внимание участников круглого стола на наличие канала связи и обмена информацией по линии Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председателем которого является заместитель руководителя Администрации Президента Магомедсалам Магомедов. В этой связи имеется уникальная возможность доводить все предложения по актуальным проблемам до высшего руководства страны. Данная возможность тем более ценна, что вопросам общественного контроля над государственной властью, общественности в целом уделяется в настоящее время огромное внимание.

Затронув вопрос о целевом наборе в ВУЗы, в частности, в Государственную полярную академию, Асламбек Паскачев обратил внимание на то, что менее 10% бюджетных мест в этом уникальном учебном заведении - это совершенно неправильный подход.

Он также предложил рассмотреть вопрос о возможности возвращения к системе распределения для студентов, получивших образование на бюджетной основе.

Одновременно Асламбек Паскачев выступил с предложением рассмотреть вопрос о возможности восстановления при высших учебных заведениях подготовительных отделений по образцу тех, которые существовали в советские годы, чтобы нивелировать разницу в уровнях школьного образования в разных регионах.

«Вы все замечаете, что уровень подготовки в школах в разных регионах разный, к сожалению. Естественно, что в Питере и в деревне уровень подготовки будет разный. Ну, по определению, при прочих равных условиях. Могут быть исключения, а в целом, в общем-то, так и будет”, - сказал он.

Асламбек Паскачев напомнил, что раньше из этой ситуации выходили за счет подготовительных отделений, которые существовали при каждом ВУЗе. В настоящее время этот институт ликвидирован.

Однако несколько лет назад для подготовки кадров для республик Северного Кавказа, в частности, для Чечни, в одном из ВУЗов такое отделение было восстановлено в экспериментальном порядке. Обучение на нем было, по сути, платным, за счет спонсоров. Это помогло поднять уровень образования студентов до соответственно приемлемого.

«Как только студент попадает на другой уровень квалификации, он теряется, и он не может ни обучаться, ни вести себя адекватно. И поэтому, может быть, есть смысл подумать и над этим вопросом», - предложил Асламбек Паскачев.

 


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений