Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Асламбек Паскачев: Молодежь должна чувствовать, что у нее есть будущее в этой стране – тогда она не пойдет в бандподполье.
29 декабря 2013 г., 22:19

Ведущая: О том, как оградить молодежь от влияния террористов, расскажет заместитель председателя комиссии Общественной Палаты России по межнациональным отношениям и свободе совести Асламбек Паскачев. Здравствуйте, Асламбек Боклуевич.

Паскачев: Добрый вечер.

Ведущая: Скажите, вот сегодня в центральном штабе Общероссийского народного фронта прозвучало мнение о том, что для борьбы с терроризмом необходима контрпропаганда со стороны государства. В чем она может проявляться вообще, вот как это должно происходить, чтобы подобное не случалось?

Паскачев: Я одновременно являюсь членом центрального штаба Общероссийского народного фронта… Ну, во-первых, разрешите мне от своего имени, от имени Российского Конгресса народов Кавказа, от имени комиссии нашей, всех, кого знаю, выразить глубочайшие соболезнования тем, кто пострадал, их близким, в этом теракте. Для нас, кто прошел вот через подобные испытания, это не просто теракт. Мы это воспринимаем очень близко. Потому что мы знаем, что это такое. И очень, конечно, неприятно бывает, когда по прошествии многих терактов в обществе возникает синдром привыкания к этим терактам. Это очень опасное явление. Очень опасное явление, которое может сказаться отрицательно. В каком смысле. Общество должно мобилизоваться, общество должно построить так взаимоотношения между собой, чтобы любой теракт или любой экстремист, который попадает в эту сферу, он бы воспринимался в обществе как последний изгой. Это с гражданских позиций. Это с одной стороны. С другой стороны, очень важна роль религии. Чтобы объяснять, что ни одна религия не только не поощряет, но и категорически запрещает теракты.

Ведущая: Асламбек Боклуевич, ну а какие конкретные меры, какие профилактические меры можно предпринимать, как работать с населением, чтобы предотвратить вот эту вербовку и искоренить вот эту потенциально опасную аудиторию?

Паскачев: Ну, это должна быть системная работа. Сказать, только вот одно направление – это невозможно. С одной стороны, должны правоохранительные органы работать над тем, чтобы экстремистские организации не распространялись в нашей стране. И чтобы не воспринимали работу вот с экстремизмом формально. Отчетность, например. Нельзя правильно воспринимать, например, что неправильно был перевод Корана. Или запрет перевода Корана Кулиева, который перевел еще много лет назад. Ну, это неправильно. И общество воспринимает это отрицательно. Очень важно, что молодежь, которая у нас, много лет она была брошена на самотек, воспитание. И мы упустили это время. И сейчас мы должны это наверстывать. И очень важно, чтобы каждый из этих молодых людей чувствовал нужность своей стране, чувствовал сопричастность к своей стране, сопричастность тем явлениям, которые происходят в этой стране. И чувствовал, что у него есть будущее в нашей стране. И это чувство не позволит ему пойти как раз в ряды бандподполья.

Ведущая: Асламбек Боклуевич, ну, насколько я понимаю, вот феномен террористки-смертницы – он противоречит вообще всем понятиям традиционного ислама.

Паскачев: Да.

Ведущая: Откуда они появляются?

Паскачев: Ну, здесь, видите, разные могут быть… Здесь могут быть личностные вещи, или же их заставляют, или же… Ну, понятно, что нормальный человек на подобные вещи не пойдет. Значит, они или в ненормальном состоянии, или же их заставляют это делать. Я вот вижу только две причины. А те, кто заставляет их делать – они как раз это делают для того, чтобы посеять рознь, посеять опасения, посеять и кавказофобию, и мигрантофобию, и ксенофобию, все, что хотите.

Ведущая: Ну а какова конечная цель?

Паскачев: Конечная цель – разъединить наше общество, и в итоге и развалить, может быть, наше государство.

Ведущая: Может быть, это все-таки влияние извне и за пределами нашей страны ведется некая работа для того, чтобы посеять вот эту разрозненность?

Паскачев: У меня нет фактов лично, поскольку я не занимаюсь этими вопросами. Я светский человек, не имею отношения к правоохранительным органам, но, во всяком случае, судя по тому, что мы слышим, очевидно, что есть и внешнее влияние.

Ведущая: Но все-таки, как можно молодежь оградить от этого влияния, дурного влияния, как оградить людей от того, чтобы они вступали в эти бандгруппы, проходили спецподготовку…

Паскачев: Надо вести воспитательную работу, начиная с вот этого возраста. Нужно делать так, чтобы каждый молодой человек был вовлечен в сферу общественного влияния, сферу какого-то производства, обучения и так далее, и так далее. Чтобы не были брошены на самотек. У нас, помимо того, что, там, учатся, допустим, да, работают, много молодежи без дела слоняется. И их вовлечь в оборот всегда бывает легче. Наша система - и правоохранительная, и общество – она еще к этому не готова, к сожалению. И те теракты, которые происходили, и анализ этой ситуации показывает, что и общество не готово к этому. Значит, нам надо всем миром бороться с этим, начиная – воспитание вести с детского сада. Не просто толерантность воспитывать в людях, а согласие, уважение друг к другу. А для этого, как вот у нас сейчас – кстати, в стратегии государственной национальной политики мы должны вести работу над тем, чтобы идентифицировал себя каждый молодой человек как гражданин российской нации, как россиянин. Ну, при этнокультурном многообразии, конечно. И вот если он будет свое будущее связывать с малой родиной и большой родиной – Россией, независимо от того, где он родился – на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке и так далее, и так далее – это очень важный момент. Просто для интереса вот – для меня самого откровение, что, скажем, настроения, сепаратистские настроения при социальном опросе - если на Кавказе это от одного до трех процентов на сегодня, то Сибирь, Дальний Восток – до девяти процентов. Это уже показатель. И мы должны быть встревожены этими обстоятельствами, фактами. И нельзя, невозможно ни одному из нас быть спокойным по отношению к этому. И никто не должен считать, что теракт произошел в Волгограде и что завтра его не будет рядом с нами. Тот теракт, который в Домодедово произошел – я буквально разминулся буквально полчаса с этим местом, улетал я в это время. Для них все равно – вы, я, русский, татарин, узбек, таджик – не имеет значения для них. Американец там, европеец – не важно. Главное – чтобы взрыв был, взрыв, который бы разорвал наше общество. Вот главная задача. А для этого мы должны вместе бороться против этого. Всеми усилиями – и государственными, и правоохранительными, и различными ветвями власти и общественные организации…

Ведущая: Но проблема в том, что борьба-то ведь ведется, но, по всей видимости, недостаточно…

Паскачев: Эта работа ведется, но недостаточно. С одной стороны, недостаточно потому, что не умели до сих пор ее вести нормально, потому что не были готовы к этому. У нас другие были, скажем, проблемы в нашей стране – развал Советского Союза, ломка, вообще вся ломка была, это вот примерно можно сравнить с тем, как вот ломка у наркоманов бывает. И только сейчас вот, последние годы – ну, можно сказать, три-четыре-пять лет, мы начинаем как-то вот двигаться целенаправленно, осознанно и более системно. И как раз вот, скажем так, те первые указы, которые были подписаны Президентом – это межнациональный мир и согласие, разработка стратегии государственной национальной политики и так далее, и так далее. Это все направлено на то, чтобы провести профилактику.

Ведущая: Ну, они вот выполняются недостаточно…

Паскачев: И людей у нас нет, готовых к тому, чтобы воспитывать эту молодежь. Для того, чтобы их воспитывать, для того, чтобы вести с ними работу профилактическую, нужно готовить соответственно людей. Если советская система со своей идеологией готовила и своих идеологов, пропагандистов, то в нашей стране этого нет сегодня. И люди каждый сам по себе. И только сейчас у нас идет становление гражданского общества. Общественные организации возникли, Общественная Палата возникла, советы при Президенте возникли, советы при различных министерствах возникли. А формальный подход – скажем, на уровне муниципалитетов, на уровне регионов – он был до сих пор чисто формальным. И мы видели, что некоторые чиновники на уровне регионов обычный бытовой конфликт иногда возводили в межнациональный конфликт. Для этого находились определенные провокаторы…

Ведущая: Обостряли ситуацию

Паскачев: Но было и наоборот. Да. Было и наоборот.

Ведущая: Ну что ж, спасибо, Асламбек Боклуевич, ваша позиция ясна. Спасибо. К сожалению, у нас время лимитировано. Тему противодействия терроризму мы обсуждали с заместителем председателя комиссии Общественной Палаты России по межнациональным отношениям и свободе совести Асламбеком Паскачевым.


Источник: http://lifenews.ru/