Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Бизнесу предлагают заменить мигрантов зэками
21 февраля 2014 г., 17:48

Лишь 20% колоний, как выяснила «НГ», используют сегодня труд заключенных. В Госдуме считают, что ситуацию можно исправить – ведь именно этот контингент мог бы составить конкуренцию мигрантам на рынке дешевой рабочей силы. По информации газеты, КПРФ готовит законопроект, предлагающий привлекать к тюремному производству бизнесменов. Депутаты всех фракций уверяют, что Дума завалена письмами заключенных, которые в последнее время предпочитают обращаться к депутатам, а не к правозащитникам.

Правозащитники в одиночку не справляются с гуманизацией ФСИН, утверждают парламентарии Госдумы. Поэтому заключенные и родственники стали чаще обращаться к депутатам. В КПРФ ежедневно приходят письма с жалобами на отсутствие рабочих мест в колониях. Напомним, что в СССР заключенные трудились по восемь часов в день. На заработанные деньги они могли купить еду и сигареты, некоторые даже выплачивали с них алименты, говорит глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. Колонии, по его словам, находились на самообеспечении, и теперь необходимо вернуть эту систему. К тому же, по мнению собеседника «НГ», заключенные могут составить конкуренцию мигрантам на рынке низкооплачиваемого труда: «Зачем привлекать граждан из СНГ, если заключенные смогут сделать продукт по той же цене, но его качество будет куда лучше?» В Компартии предлагают вернуть прежние условия труда, а «если государство не в состоянии финансировать промышленность среди заключенных, привлекать нужно частные фирмы и предприятия». Соловьев утверждает, что на каждого заключенного необходимо завести банковскую карточку, куда предприниматели смогут перечислять деньги за выполненную работу. Соответствующие поправки в тюремное законодательство готовятся в партии.

Сейчас только 20% колоний используют труд заключенных. Большая часть производства  завода по изготовлению подшипников на Шаболовке размещена на территории колонии. Знаменитый «Владимирский централ» – следственный изолятор № 2 УФСИН по Владимирской области – производит спортивный инвентарь – футбольные мячи, боксерские груши, маты. Сотрудник тюрьмы отметил в беседе с «НГ», что благодаря 100-процентной занятости уменьшились драки между заключенными: «Зэки готовы работать, они рады любому занятию. Многие из них часами увлеченно вырезают на досках, сооружают шахматы». По словам собеседника газеты, сотрудничество с бизнесом зависит от желания руководства колонии.

Мешает бизнесу подключиться к процессу то обстоятельство, что тюремная продукция не пользуется спросом, утверждают в ЛДПР. «Сейчас непопулярно обращаться во ФСИН, поскольку эти товары не всегда удается сбыть», – рассказывает член фракции либерал-демократов Виталий Золоточевский. Он считает, что начинать нужно с имиджа. Парламентарий предлагает организовать в колониях отделы менеджмента, которые будут продвигать тюремную продукцию: «А со стороны ФСИН должна поступить рекомендация исправительным учреждениям – содействовать предпринимателям. Думаю, этих мер будет достаточно». Депутат добавил, что в ЛДПР, как и в КПРФ, ежедневно приходят сотни жалоб от заключенных: «Владимир Жириновский даже был вынужден создать спецотдел, где обрабатываются такие обращения». В «Единой России» поддержали своих коллег и пообещали изучить все предложения по этому вопросу и, возможно, внести свои.

По словам бизнес-омбудсмена Михаила Вышегородцева, к сотрудничеству готовы многие бизнесмены. Проблема заключается в отсутствии условий труда: «Вряд ли ФСИН сможет оснащать колонии передовым оборудованием. Допустим, если речь идет о швейном производстве – нужны цеха, станки, а также сотрудники, которые будут руководить процессом. Государство отказывается нести эти затраты. А представители бизнеса начинают рассуждать, насколько им выгодно такое финансирование. Первичные товары, которые будут производить зэки, окажутся нерентабельными из-за высоких взносов. Да и к тому же сейчас для них нет гарантированных рынков сбыта».

Председатель Института современного развития Игорь Юргенс считает, что привлечение бизнеса в тюремный сектор – дело ответственное, а потому и не столь распространенное: «Мы забываем главное: Россия подписала международные конвенции о запрете принудительного труда. Поэтому профсоюзам и предпринимателям нужно быть очень осторожными с понятием «дешевой рабочей силы». Теоретически, замечает эксперт, частный сектор в пенитенциарную систему внедрять необходимо, «но международные обязательства и внутреннее законодательство создают барьер – если заключенный квалифицированно выполняет работу, то его труд должен оплачиваться так же, как и обычному рабочему».


Источник: http://www.ng.ru/politics/2014-02-21/1_business.html