Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Мигрант не уйдет от налогов и страхования
24 марта 2014 г., 20:23

24 марта на площадке Общественной палаты Российской Федерации состоялся круглый стол «Международный опыт социального страхования и налогообложения в сфере миграции и его возможное использование в России». Модератором встречи выступил член ОП РФ Асламбек Паскачев.

Эксперты круглого стола отметили, что во всем мире имеются проблемы, связанные с миграцией, но в России они особо актуальны. Это можно объяснить тем, что после развала Советского Союза, в котором велась жесткая миграционная политика, в 90-е годы переселенческая политика России вышла из под контроля.

Участники мероприятия  сообщили, что в интересах Российской Федерации необходимо обеспечить не только защиту прав мигрантов, но и  налоговые поступления от них в федеральный бюджет. Разрешение этих двух вопросов снизит уровень теневого сектора миграции, а также значительно повысит  количество материальных поступлений в бюджет. Кроме того, необходимо определить для мигрантов каких стран, возможны особые условия – налоговые льготы, упрощенные системы визового режима, помощь в трудоустройстве и т.д. Эксперты круглого стола, учитывая мировой опыт социального страхования и налогообложения, рекомендовали:

- Федеральной миграционной службе: подготовить предложения для внесения в Правительства Российской Федерации об упрощенном порядке приема в гражданство Российской Федерации, порядка въезда, пребывания, проживания и осуществления  трудовой деятельности в России для граждан Украины, оказавшихся в сложной ситуации, вызванной антиконституционными действиями радикально настроенных националистических групп, действующих на территории Украины;

- Федеральной миграционной службе: рассмотреть возможность и подготовить предложения для Правительства РФ о введении дифференцированного режима предоставления вида на жительство и гражданства для народов, оставшихся в составе Российской Федерации, Таможенного союза, государств – участников СНГ, и для народов, создавших свои собственные национальные государства.

- Федеральной миграционной службе и Федеральной налоговой службе: установить единый (для всех видов учета в РФ) «Идентификационный номер иностранца (ИНИ), его присвоение и ведение учета по нему закрепить за ФНС России.

- Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службе: разработать предложения для Правительства Российской Федерации о внесении в Налоговый кодекс РФ  особого раздела «Международное налоговое право», включающий в себя нормы и порядок определения налогового резидентства, «постоянного делового учреждения», правила применения налогов, взимаемых у «источника» дохода, налогообложение капиталов, вывозимых за рубеж и т.д.

- Министерству финансов и Федеральной миграционной службе: провести анализ по затронутым вопросам действующих международных налоговых соглашений РФ, разработать и внести предложения по их адаптации к задачам регулирования миграции в России.

- Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству здравоохранения РФ: изучить вопрос, разработать и внести предложения по заключению международных соглашений о регулировании вопросов социального страхования и обеспечения ( так называемые «соглашения тоталитаризации») в отношении мигрантов, а также добровольного медицинского страхования. 

Стоит отметить, что участники круглого стола смогут подготовить и другие рекомендательные предложения, которые после обсуждения также будут занесены в резолюцию. «Трибуна Общественной палаты» побеседовала с экспертами о том, как можно усовершенствовать системы социального страхования и налогообложения мигрантов:

Асламбек Паскачев, председатель Высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа», Президент Московского Налогового института, главный редактор журнала «Налоговая политика и практика»:

- Мы говорим, в первую очередь, о международном опыте, а именно о порядке упрощения визового режима и введения налоговых льгот. К примеру, Испания предоставляет налоговые льготы тем мигрантам, которые приехали из испаноязычных стран (в основном, это бывшие колонии). Эти льготы предоставляются при переводе денег, декларировании средств, определении лимита на перевод денег и т.д.

Кроме того, нужно подумать о социальном страховании мигрантов. Речь идем о социальных платежах, которые должен выплачивать предприниматель  в социальные фонды в том случае, если он берет на работу иностранных граждан. Одновременно, необходимо не только добровольное, но и обязательное медицинское страхование мигрантов. Также мы сегодня говорили об упрощении системы регистрации, а именно о введении индивидуального номера иностранного работника. Мы разработали специальную анкету, которая заинтересовала налоговиков.

Наталья Власова Вице-президент Фонда «Миграция 21 век»:

- Система требует существенного улучшения. У нас много нелегальных мигрантов, поэтому государство теряет большие средства. Потери от несовершенств процесса налогообложения достигают больших масштабов. Необходимо вводить соответствующие изменения. Из-за огромного числа нелегалов налоги не попадают в бюджет,  а для того, чтобы они попадали необходимо принять меры по легализации легкого пути оформления разрешительных документов для мигрантов. Если этого не сделать, то средства будут проходить мимо бюджета. Интересно, насколько эффективны будут поправки в закон о патентах. На мой взгляд, они будут пополнять бюджет: люди будут приобретать патент, так как это проще, чем получать разрешение на работу. Главный вопрос – стоимость патента. Пока о ней никто не говорит, но если она будет чрезмерно высокая, то опять будет нелегальная миграция.

Константин Крылов, президент Московского общества трудового права и права социального обеспечения, профессор:

- Я, как юрист, могу сказать, что для усовершенствования налогообложения в сфере миграции необходимо  внести в Налоговый кодекс и в Бюджетный кодекс соответствующие дополнения, причем, сделать их нужно в системном виде. Сегодня мы рассматривали налоги не сами по себе, а в связи с социальными вопросами мигрантов: уплачиваемые мигрантами налоги должны в какой-то мере им возвращаться.

С другой стороны, мы не должны изобретать какой-то велосипед. Нужно учитывать международный опыт. Россия пока еще не ратифицировала ни одного международного акта о миграции и ни одного международного акта о социальном обеспечении. Важно рассматривать этот вопрос комплексно, но это возможно только тогда, когда для этого созрело общественное мнение. Рекомендации Общественной палаты могли бы пойти на обсуждение при Министерстве финансов, Министерстве труда и социальной защиты, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поскольку мы говорим о решении социальных вопросов, то здесь не только государственный бюджет должен быть задействован, но и внебюджетные фонды. Мне кажется, что решением этого вопроса мог бы стать Закон «Об основах социального обеспечения иностранных граждан», в котором можно было предусмотреть разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнем, различные виды социального обеспечения, которые должны быть применимы в зависимости от вида трудовой миграции и тех стран, откуда приезжают миграции. Нужно подумать о таком законе и о рассмотрении ратификации международных актов, касающихся  миграции и социального обеспечения.

Нугзар Джимшелеишвили, региональное отделение Союза грузин России:

Вопрос вроде бы и простой, но одновременно сложный! Что касается налогообложения, то я считаю, что мигрантов необходимо делить на две группы: первая – это те, кто приезжают легализоваться в Российскую Федерацию, то есть граждане, которые хотят тут жить, вторая – это те иностранцы, которые в Росии временно. Нельзя объединять их в одну единую систему. Люди, приезжающие на время, должны иметь понятие того, что они приехали и уезжают. В таком случае, будут сокращены расходы государства. А иностранцы, которые приезжают в Россию для того, чтобы открыть тут свою компанию, заниматься бизнесом, купить квартиру, должны идентифицироваться, как и все граждане Российской Федерации.


Источник: http://top.oprf.ru/main/13821.html