Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Доку Умаров, последний из «дудаевских могикан». Убит окончательно?
20 марта 2014 г., 20:29

Место Умарова во главе «Имарата» занял некий шейх Али Абу-Мухаммад, который и выступил с видеообращением о смерти Умарова. Он подтвердил информацию главы Чечни Рамзана Кадырова о том, что была утечка записи, на которой так называемые «амиры» обсуждали смерть Умарова и выбирали нового руководителя. Абу-Мухаммад в своём видео пообещал наказать тех, кто допустил эту утечку.

Первые заявления Кадырова о смерти Умарова прозвучали ещё в декабре прошлого года, в преддверие Олимпиады. Кадыров заверил тогда общественность, что бояться Умарова гостям Игр не стоит. «Мы просто ищем труп. Кто найдёт труп, тот станет великим воином», — говорил глава Чечни,  называя Умарова «крысой» и «конченым шайтаном».

17 января Рамзан Кадыров вновь уверенно заявил о гибели «главного террориста в России». Впрочем, 23 января премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в интервью CNN, что объявленный мёртвым террорист Доку Умаров должен числиться живым, пока не будут предоставлены точные доказательства его смерти.

Но и на этот раз точную дату смерти Доку Умарова и обстоятельства, при которых он умер, спецслужбы не раскрывают. Национальный антитеррористический комитет России пока отказался комментировать сообщение «Кавказского центра».

Впервые информацию о гибели Умарова силовики распространили в марте 2000 года. После этого его официально «убивали» ещё четырежды, но всякий раз информация оказывалась недостоверной.

Доку Умаров возглавлял «Имарат Кавказ» с 2006 года, а в вооружённом подполье находился с 1994, придя в «джихад» ещё при Джохаре Дудаеве.

В разное время Умаров брал на себя ответственность за многие теракты — подрыв поезда «Невский экспресс» в 2009 году, взрывы в московском метро в 2010 году и взрыв в аэропорту Домодедово в 2011 году. В марте 2011-го Совет Безопасности ООН включил его в список террористов, связанных с международной террористической сетью «Аль-Каида». В июне 2010 года США официально включили Умарова в список международных террористов. В мае 2011-го Соединённые Штаты объявили награду в $5 млн за информацию о местонахождении Умарова.

Впрочем, эксперт НСН, председатель Высшего Совета Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев считает, что многие взятые на себя теракты были для Умарова саморекламой:

«Мы знаем по опыту других террористов, что любой теракт, если кто-то сразу не объявляет, что это он сделал, они приписывали себе. Я думаю, что и в случае с Умаровым часто было так — он приписывал себе те теракты, у которых не находилось хозяев. Для придания значимости, для придания угрозы, для устрашения», — говорит эксперт.

Паскачев выразил надежду, что «период активной террористической деятельности, который вели различные террористические организации на территории России закончился. Не могу сказать, что терроризм сойдёт на нет. Но Умаров — личность одиозная, и с его смертью бандформирования могут лишиться «сильного» центра. Экстремизм возникает там, где для него есть почва и лидеры.  Теперь, со смертью Умарова, хотелось бы надеяться, что пора одиозных лидеров закончилась», — сказал НСН Асламбек Паскачев.

Его надежды не разделяет военный эксперт НСН, независимый обозреватель Павел Фельгенгауэр. По его мнению, даже действительная смерть Доку Умарова вряд ли кардинально повлияет на ситуацию на Северном Кавказе:

«Воевал не он, он был номинальным начальником. Источник этой продолжающейся подпольной борьбы — вовсе не Доку Умаров. Было много харизматичных лидеров — и Джохар Дудаев, и Шамиль Басаев… их устраняли, но, по большому счёту, ничего не менялось. Подполье – это массовая поддержка в целом ряде регионов Северного Кавказа. Значительная часть населения в Дагестане, в Ингушетии поддерживает подполье, и поэтому оно продолжает борьбу. Война малой интенсивности будет продолжаться, пока есть поддержка населения. Справиться с этим не удаётся. Масса программ была направлена на борьбу с подпольем, но все они провалились. Последняя и одна из самых одиозных программ – создать на Северном Кавказе туристический кластер и занять в туристической индустрии население. Но и эта попытка провалилась с треском. Пока других идей нет, кроме как уничтожение «боевиков». Но на место погибших приходят другие», — пояснил НСН Павел Фельгенгауэр.


Источник: http://nsn.fm/2014/03/19/doku-umarov-poslednij-iz-dudaevskih-mogikan-ubit-okonchatel-no/