Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Законодательство в сфере регулирования миграции: сделано много, но предстоит сделать еще больше
02 июня 2014 г., 11:35

Тема трудовой миграции (как легальной, так и нелегальной) в последнее время не сходит со страниц и экранов СМИ, обсуждается не только сотрудниками Федеральной миграционной службы (ФМС) России (очередная коллегия ведомства состоялась 22 мая), но и в Совете Федерации РФ, Государственной Думе РФ, куда внесен законопроект об ограничении трудовой миграции.

«Нелегальная миграция в России: пути решения. Мнения экспертов» – такова была тема «круглого стола», который прошел 29-го мая в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости.

Один из его участников, председатель Общественного совета при Федеральной миграционной службе профессор Владимир Волох признал, что миграционными процессами озабочены не только наши политики и ученые. «Проблема миграции приобрела глобальный характер и обсуждается как на российском, так и на международном уровне», - заявил он в ходе круглого стола.

Ситуация с миграцией обсуждалась и в ходе слушаний, состоявшихся 27 мая в Общественной палате, и на специальном заседании Совета по правам человека при Президенте РФ 28 мая. Но об этом чуть позже.

Для России названные проблемы как нельзя более актуальны. Ведь, согласно докладу ООН, Российская Федерация занимает второе место в мировом рейтинге по количеству мигрантов. Как показывают статистические выкладки, на сегодня более трех процентов населения планеты являются мигрантами, что составляет 232 миллиона человек. В ООН подсчитали, что первое место занимают США, на территории которых находятся одновременно 45,8 миллиона мигрантов. Второе место – за Россией с ее 11 миллионами человек, третье место – за Германией с 9,8 миллиона человек. Дальше идут Саудовская Аравия (9,1 млн), Великобритания (7,8 млн), Франция (7,4 млн), Канада (7,3 млн), Австралия (6,5 млн) и Испания (6,5 млн). Эксперты ООН выявили и т.н. «миграционные коридоры», самый значительный из которых находится в США. По нему из Мексики на американскую территорию за неполный 2013 год прошли уже 13 миллионов человек. В России нашлось три «коридора»: Россия-Украина (3,5 миллиона мигрантов), Украина-Россия (2,9 млн), Казахстан-Россия (2,5 млн).

Наш журнал уже не раз обращался к теме мигрантов. Один из последних материалов («Валерий Рашкин: «Сегодняшнюю миграционную политику наших властей я мог бы назвать самоубийственной») был посвящен новым законодательным инициативам в этой сфере.

Первые основные результаты этих законодательных инициатив осветил в своем выступлении в Госдуме 22 мая руководительФМС Константин Ромодановский. Прежде всего, глава ведомства отметил заметное улучшение ситуации в этой сфере, что, по его мнению, связано с принятием в 2013 году 27 профильных законов, а также вступлением в силу санкций, увеличивающих ответственность за организацию незаконной миграции, проживание и работу без разрешительных документов и т.п. Он отметил, что количество въезжающих в Россию иностранных граждан уменьшилось в апреле 2014 г. на 17%, на 25% сократилось число иностранцев, нарушивших порядок пребывания. На треть возросло число лиц, получивших разрешения на работу и патенты.

К. Ромодановский подтвердил цифру мигрантов, названную в ООН: «Всего на территории России в настоящий момент находится почти 11 млн иностранных граждан», - заявил он, подчеркнув при этом, что большая часть из них приехала «на заработки». Однако, по его словам, одновременно с ужесточением мер, применяемых за нарушение миграционного законодательства, расширяются возможности для легального пребывания и труда мигрантов. Например, в этом году значительно увеличился спрос на патенты для работы у физических лиц: было выдано 4,5 млн патентов, что принесло в бюджет РФ более 24 млрд рублей, отметил глава ФМС.

Однако немалую часть от всех въехавших по-прежнему составляют незаконные мигранты. В большинстве своем это граждане стран СНГ, въехавшие в нашу страну на законных основаниях, но задержавшиеся дольше положенного срока. Помощь в выявлении подобных фактов оказывает информационная система миграционной службы, которая на данный момент фиксирует почти 3,7 миллиона подобных нарушителей, предположительно незаконно работающих в России. «Около 40 процентов лиц этой группы - молодые люди в возрасте от 17 до 29 лет, практически не владеющие русским языком и не адаптированные в современном российском обществе», - отметил глава ФМС. При этом он особо подчеркнул тот факт, что принятые в последние годы Думой законы помогают привлекать незаконных мигрантов к ответственности.

Особенно эффективной мерой, по мнению Ромодановского, стало автоматизированное закрытие въезда в Российскую Федерацию. За почти полтора года применения этой нормы въезд в страну был закрыт почти 800 тысячам человек, нарушивших законы, а в этом году отказ получили 310 тысяч иностранцев.

Кроме этого, руководитель ФМС доложил депутатам, что ведомство проверяет все «горячие точки» (прежде всего рынки как «места концентрации самых сложных, самых опасных миграционных проблем») на предмет выполнения миграционного законодательства. В частности, из подмосковного Пушкино, где был убит болельщик «Спартака», в результате масштабных проверок гастарбайтеров, было возбуждено 11 уголовных дел по факту фиктивной постановки на миграционный учет и организации незаконной миграции и решено выдворить из страны как минимум 136 местных нелегалов.

Если судить по отчету главы Службы, то в его епархии и проблем нет никаких. Но, как полагают эксперты, г-н Ромодановский лукавит. Прежде всего, это касается проверок. Вот, что об этом говорит депутат Госдумы Алексей Журавлев: «Сегодня о проверке предприятий, где трудятся мигранты, ФМС предупреждает за 3 дня – за это время можно спрятать всех нелегалов». В Пушкино сложилась экстраординарная ситуация, и там этой нормой сотрудники, возможно, пренебрегли, но в большинстве случаев она срабатывает. Правда, депутаты ищут выход из сложившейся ситуации. По словам Журавлева, внесен «законопроект, по которому ФМС будет информировать прокуратуру, что отправляется на предприятие, в момент выезда». Но когда он еще будет принят?

Может быть, улучшить положение дел в этом вопросе сможет инициатива наделения ФМС правом осуществлять функции дознания. Ромодановский в Госдуме заявил, что ведомство поддерживает эту идею. «Такая практика существует. Например, служба судебных приставов ведет дознание по отдельным статьям. Мы также могли бы проводить дознание по статьям, связанным с фиктивной регистрацией и фиктивным миграционным учетом», — сказал он При этом ФМС готова выполнять функцию дознания за счет своих внутренних ресурсов. «Тем более, что мы осуществляем административное расследование, что по сути близко к дознанию, и часть сотрудников можно было бы перепрофилировать на работу в этом направлении. Сейчас, когда мы имеем результаты по миграционным статьям, которые связаны с Уголовным кодексом РФ, там тысяча или две тысячи возбужденных уголовных дел, на фоне того, что мы в течение года проводим 40 тыс. административных расследований. Я считаю, что количество возбужденных уголовных дел, мы могли бы увеличить в 5–10 раз. Это была бы значительная помощь органам внутренних дел, коллегам из полиции и благоприятно воздействовала бы на правопорядок и обстановку», — уверен Ромодановский. Будет ли принято такое решение, и насколько оно будет эффективным, покажет время.

Далее. Согласно выступлению главы ФМС в Госдуме, в 2014 году было возбуждено более 800 уголовных дел по фактам фиктивной регистрации в «резиновых квартирах». Наверное, это много. (Напомним, закон о фиктивной регистрации предусматривает уголовное наказание за такое преступление не только для иностранцев, но и для граждан РФ. Под таковой понимается регистрация на основании заведомо ложных сведений или документов или вообще без намерения проживать в квартире. По закону, «липовая» регистрация грозит штрафом от 100 тыс. до 150 тыс. рублей, но не исключено и тюремное наказание сроком до 3 лет). Например, в Казани возбуждено уголовное дело об организации местным жителем «резиновой квартиры» для 278 (!) иностранцев. Понятно, мужчина фактически получал с каждого иностранца вознаграждение в размере от 400 до 600 рублей, не предоставляя им права пользования помещением. А сколько еще таких «резиновых квартир» на необъятных просторах нашей Родины! Вряд ли предлагаемые меры – соседям «стучать» на «резиновых» хозяев, а работникам ЖЭУ выявлять «резиновое» потребление ЖКУ – сработает в нашей стране.

Еще одна проблема, о которой умолчал руководитель ФМС, состоит в правовом аспекте проблемы. По данным Совета по правам человека при Президенте РФ (СПЧ), члены которого также озаботились проблемами мигрантов, прежде всего, нелегальных, из почти 12 млн приезжих (только по официальной статистике, что составляет почти 1/10 от населения страны) 4 млн составляют нелегалы. Но таковыми они становятся не по своей воле, а по неосведомленности. На государственном уровне для их въезда в Россию препон нет, но помехи возникают, когда необходимо попытаться получить легальные документы или официально устроиться на работу. В итоге нелегальная миграция стала системой, на которой держатся и хорошо зарабатывают многие сферы бизнеса – от строительства до подконтрольного властям ЖКХ.

По словам члена СПЧ Игоря Борисова, в некоторых отделениях ФМС получить трудовые патенты зачастую невозможно из-за их переполненности: «Фактически мы загоняем в тупик ситуацию. Не проще ли нормально организовать процесс для людей, которые хотят легально трудиться?».

Эта же ситуация обсуждалась в ходе слушаний, состоявшихся 27 мая в Общественной палате, где неоднократно подчеркивалось, что трудовые мигранты сталкиваются с неуважительным отношением, в частности, в органах ФМС, они вынуждены выстаивать огромные очереди, с нарушением своих прав и невозможностью их защитить. По мнению выступающих, это вызывает агрессию и радикализацию настроений в среде мигрантов. Участники слушаний высказывали мнение, что вместе с усилением контроля за процессами трудовой миграции, важно идти в направлении адаптации трудящихся мигрантов и их интеграции в российское общество.

Но и в этой обрасти реализация законодательных инициатив в будущем: глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и его заместители совместно с ФМС только готовят поправки в законопроект «О правовом положении иностранных граждан».

Более того, глава президентского СПЧ Михаил Федотов на специальном заседании Совета 28 мая призвал человечно относиться к мигрантам и закрыть депортационные палаточные лагеря, где в антисанитарных условиях содержатся мигранты, а уже попавших туда – проверять на наличие серьезных заболеваний. В СПЧ прямо обвинили суды в фабрикации дел по выдворению мигрантов, которые зачастую рассматриваются даже в их отсутствие. Член СПЧ Евгений Бобров пошел еще дальше и предложил не выдворять всех подряд: «Мы призываем не трогать совсем пожилых, беременных или тех, у кого есть родственники в России».

На фоне беспорядков, постоянно учиняемых мигрантами в Западной Европе, такие заявления выглядят, по меньшей мере, странно. Хотя глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский и не верит в то, что в России могут произойти беспорядки, подобные учиненным мигрантами в Швеции. «Я оптимистически настроен, я считаю, что ситуация, с которой столкнулась Россия, несколько отличается от ситуации, которая развилась во Франции или Швеции, - пояснил он свою позицию в эфире программы «Познер». - Это связано с нашим запозданием в развитии вопросов миграции: мы видим грабли, на которые наступили французы и шведы, и постараемся на них не наступать». В частности, «в России не работают механизмы», подобные «законам о воссоединении родственников, которые позволили въехать и стать коренными французами представителям Северной Африки». А как же инициатива СПЧ? Ведь ее члены от предложения не выдворять родственников могут пойти дальше и предложить этих родственников приглашать.

И еще один «подаспект» аспекта правового. В области законодательства, регулирующего права трудовых мигрантов, важно не столько совершенствовать правовые нормы, сколько «формировать инфраструктуру доведения правовых навыков до участников миграционных процессов», уверен председатель Совета международного альянса «Трудовая миграция» Николай Курдюмов. С таким заявлением он выступил на состоявшихся 27 мая в Общественной палате (ОП) РФ слушаниях, посвященных правовым и информационным аспектам миграционной сферы, передает ИА REGNUM. «Львиная доля проблем заключается даже не в совершенствовании трудового законодательства, а в незнании и неумении работать в правовом поле», - заметил он и подчеркнул необходимость доводить элементарные знания в сфере миграционного трудового законодательства как до самих мигрантов, так и до их работодателей.

Заместитель председателя комиссии ОП по межнациональной политике и свободе совести Асламбек Паскачев также уверен в том, что важен не только образ трудового мигранта в общественном восприятии, но и мнение, которое складывается у самих мигрантов об обществе, миграционной службе и правоохранительных органах. Он заявил, что «миграционные процессы - это необходимость, и с этим нужно будет жить в ближайшие десятилетия. И, если не решать существующие проблемы в этой области, впоследствии они могут привести к обострению и социальной напряженности».

И, напоследок, о главном – об экономическом аспекте проблемы миграции, прежде всего, нелегальной, который (аспект) очень верно описал член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров в беседе с политическим обозревателем «Независимой газеты» Алексеем Горбачевым. Н. Петров убежден в том, что проблема мигрантов прежде всего экономическая. Если в экономике, в том числе и госкомпаниям, выгодно использовать труд нелегалов, решать ее надо в этом ключе. Можно делать массу политических заявлений, вспоминать о ситуации в канун выборов, но стоит помнить, что только полицейскими и карательными мерами проблему не решить, в конечном итоге они приведут лишь к росту коррупции.

И здесь все пока на уровне законодательных предложений. По словам депутата Госдумы Алексея Журавлева, в частности, можно ужесточить наказание предпринимателям, нарушающим закон. «Есть законопроект, по которому… предпринимателю, не раз уличенному в использовании нелегалов, будет грозить не штраф, а тюрьма» - заявил он.

Будут ли реализованы эти инициативы? Если да, то станут ли они эффективны? И не выйдет ли ситуация с мигрантами из-под контроля, если даже 27 принятых в 2013 году профильных законов, а также санкции, увеличивающие ответственность за организацию незаконной миграции, проживание и работу без разрешительных документов и т.п., ее (ситуацию) улучшили незначительно.


Источник: http://www.lawinrussia.ru/node/298868