
Фонд науки и образования

Ассамблея народов России

Департамент национальной политики г. Москвы

Общественная палата РФ

Московский дом национальностей

Федерация мигрантов России

Международный альянс «Трудовая миграция»
Отчет о деятельности Правозащитного центра за 2013-2018 г.г.
Правозащитный Центр занимается защитой прав граждан уже более 8 лет, при центре действует "горячая линия" +7-964-722-37-30 и приемная по адресу: г. Москва, ул. Дербеневская, д. 10 офис 15, где опытный юрист оказывает бесплатную правовую помощь по всем видам права всем категориям граждан РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В период с 2013 по 2018 г.г. в Правозащитном центре работало 2 сотрудника (с середины 2013г. – 1), 3 не постоянных волонтера.
Виды оказываемой бесплатной помощи:
- экстренная помощь по телефону в освобождении при незаконном задержании (консультация, представление интересов, подача устных жалоб);
- телефонное консультирование;
- интернет-консультирование через социальные сети;
- личное консультирование (прием);
- составление юридически значимых документов (заявления, жалобы, исковые заявления);
- предоставление готовых образцов документов (договоров, справок, заявлений);
- личное представление в госорганах и судах;
-проверка по информационным сервисам ФМС России (запрет на въезд, действительность выданных документов);
- правовые тренинги
Статистика обращений по видам оказываемой помощи:
- экстренная помощь по телефону в освобождении при незаконном задержании (консультация, представление интересов, подача устных жалоб) – 28%;
- телефонное консультирование – 32%;
- интернет-консультирование через социальные сети – 4%;
- личное консультирование (прием) - 8%;
- составление юридически значимых документов (заявления, жалобы, исковые заявления) – 8%;
- предоставление готовых образцов документов (договоров, справок, заявлений) – 3%;
- личное представление в госорганах и судах – 6%;
-проверка по информационным сервисам ФМС России (запрет на въезд, действительность выданных документов) – 8%;
- правовые тренинги -2%
Всего на личном приеме побывало – 1908 человек, из них:
2013 г. – 502 чел.
2014 г. – 369 чел.
2015 г. – 346 чел.
2016 г. – 298 чел.
2017 г. – 198 чел.
2018 г. – 195 чел.
Статистика обратившихся в ПЦ по гражданству:
- иностранные граждане и лица без гражданства – 1335 чел. (69,0%)
- граждане России – 573 чел. (31, 0%)
Основные причины обращений в ПЦ:
- консультация по миграционному праву- 724 чел.
- консультации по иным отраслям права – 352 чел.
- обжалование решений судов, должностных лиц ФМС- 341 чел., из них:
решения отменены как необоснованные в 162 случаях (47, 5%)
- снятие необоснованных запретов на въезд – 165 чел., из них: запреты на въезд сняты в 135 случаях (81, 8 %)
- невыплата заработной платы – 255 чел.
- другое – 71 чел.
Представление интересов:
в органах ФМС – 54 чел.
в органах ОВД – 18 чел.
в судах различной юрисдикции – 44 чел.
у работодателя – 27 чел.
Проверка по информационным сервисам ФМС России (запрет на въезд, действительность выданных документов) – 818 чел.
В ПЦ действует «Горячая линия» на телефоне +7 964 722 37 30
Всего по «горячей линии» обратилось – 10 266 человек, из них:
2013 г. – 6027 чел.
2014 г. – 1002 чел.
2015 г. – 1487 чел.
2016 г. – 671 чел.
2017 г. – 658 чел.
2018 г. – 421 чел.
Статистика по причинам обращений на «горячую линию»:
- незаконные задержания и аресты - 4327 человек (42,1%);
- консультации по различным отраслям права - 3 862 человек (37,6%), в том числе по миграционному праву – 2 425 человек (62,8%)
- невыплата заработной платы - 1189 (11,6%),
- запрет на въезд – 647 (6,3%)
- оформление документов для мигрантов – 241 человек (2,3%);
Статистика обратившихся на «горячую линию» по гражданству:
За отчётный период в Центр обратились граждане Узбекистана (28,2%), Таджикистана (12,8%), Кыргызстана (19.3%), России (27,5%), Украины (4.0%), Молдовы (3,8%), Армении (2.0%), Азербайджана (1,3%). Менее 1% - граждане Туркменистана, Марокко, Зимбабве, Хорватии, Казахстана, Грузии, Сирии, Афганистана, Турции, Эстонии, Мексики, Египта, Германии, а также 3 лица без гражданства
Помимо непосредственно правозащитной, сотрудниками Правозащитного центра осуществляются следующие виды деятельности:
- Правовое просвещение внутренних и внешних мигрантов – 8-часовые однодневные тренинги «Школа мигранта», за период с 2013-2018 г.г. проведен 15 тренинг, обучено 225 человек.
- Разработано и выпущено шесть редакции памяток для мигрантов – «Трудовые отношения», «Поиск жилья», «Общение с полицией», «Оформление документов», «Межнациональные отношения», общим тиражом 64 000 экземпляров.
- Ежедневно сотрудником Центра производится мониторинг СМ? на предмет выявления националистических высказываний должностных лиц и журналистов в статьях и телепрограммах. По данным фактам составляются обращения в правоохранительные органы.
- Осуществляется ежедневный мониторинг социальных сетей, в целях выявления националистически настроенных экстремистов, случаев организации противозаконных акций, так называемого "прямого действия" в отношении мигрантов для их дальнейшего предотвращения и недопущения нарушения прав граждан. В случае выявления данных фактов, в известность незамедлительно ставятся правоохранительные органы. По фактам обращений проводились и проводятся проверки, возбуждаются уголовные дела.
- Сотрудник Центра поддерживает постоянный контакт с другими регионами Российской Федерации, в частности: Тюменской, Свердловской, Кемеровской, Саратовской областей, Республики Коми и оказывает помощь уроженцам Сев. Кавказа, чьи права были нарушены, путем консультирования, подключения местных правозащитников, либо обращения в правоохранительные органы.
- Сотрудник правозащитного центра участвует в качестве наблюдателя в массовых мероприятиях оппозиции и националистов в г. Москве в целях фиксации фактов экстремизма, разжигания межнациональной розни.
- Ежемесячно посещаются пятничные молитвы в мечетях г. Москвы, откуда чаще всего поступают жалобы на противоправные действия сотрудников полиции. Производится наблюдение за соблюдением прав верующих.